Название условное, как сперва кажется само то, что сам фигурант позднее назвал, как невозможность перемотать назад... По центру вечерней Москвы вел свой смертоносный джип пьяный актер Михаил Ефремов. Произошедшее дальше столкновение его гранд-чероки, повлекшее гибель водителя другой машины, Сергея Захарова - трудно не заметить. Захаров умер после госпитализации с места происшествия, от потери крови. Парадоксально, но обсуждается обычно больше то, что больше лежит на поверхности и обрастает комментариями. Но не только. И даже странно, что есть (по крайней мере, в России, хоть и не только в ней) два подхода. Трагедию на Смоленской площади в Москве склоняют так и эдак - и, как это ни странно, именно потому, что влетел внедорожник творча. Никакой иронии - постарайтесь набраться терпения и представить реакцию, кабы аналогичным образом в другое авто влетел, например, лимузин кого-нибудь из высокопоставленных чиновников...
Такой случай был. Однажды авто ФСБ на большой скорости сбило автоинспектора ДПС. Это произошло на Новом Арбате, не так далеко от июньского места смертельного выезда на встречную полосу актерского броневика. Зачем такой деятелю культуры? Если иметь в виду, что Ефремов колесил по стране, в ней значимые люди уважают именно увесистые тачилы. Ладно. Далее, не берем сейчас даже наезд топ-менеджерской тачки Лукойла, а также покатушки Мары Багдасарян. Поток гневных отзывов в случае с лимузином гэбистов не переформатировал внутреннего расследования и не сделал его публичным. В этом плане представители творчества более на виду. Ефремов выбрался из машины - находясь в явном состоянии опьянения пытался понять, что произошло и задавал вопросы по горячим следам. Требование уголовной ответственности по закону это не меняет - за нетрезвое вождение, результатом которого стала смерть другого человека при столкновении автотранспортных средств.
Следствие должно работать. Однако, не факт, что будут разобраны дополнительные моменты. Сколько камер видеонаблюдения фиксировало проезд джипа по Смоленскому бульвару? Такое впечатление, что в телепрограммах, посвященных смертельному инциденту есть длинная и укороченная версии - в зависимости от времени, отпущенного на сюжет. В передаче Прямой эфир с Андреем Малаховым (мерзкой по своему построению, но дело не в этом) была показана съемка момента движения чероки вдоль здания МИДа - в черно-белом варианте камера фиксирует путь примерно от начала того момента, когда джип минует находящийся справа главный подъезд бастиона российской внешней политики. Дальше внедорожник идет по прямой линии и не отворачивает в правую сторону после того, как автопоток проходит перекресток со старым Арбатом. Оттуда по ходу движения начинается Смоленский бульвар, и автомобиль Ефремова продолжает ход прямо, не беря вправо, как собственно - от квартала к кварталу - выстроено Садовое кольцо.
Камера ведет джип до столкновения с фургоном-пикапом Сергея Захарова, а затем еще несколько секунд показывает ехавшие следом транспортные средства. Среди них виден сделавший поворот по полукругу Садового мотоцикл, шедший за чероки. Проясняет ли это что-нибудь в уголовном деле, должны оценивать компетентные органы и адвокаты. Пробиты ли данные мотоциклиста? Критик - не журналист. В конце-концов, мог ли Ефремов уходить от удара сзади или сбоку? Камера этого не показывает, а другие кадры есть? Существует также укороченная версия того же самого (обычно используется в новостях), когда в кадре джип после главного подъезда МИДа, перед пересечением со старым Арбатом. Частью куска до - срезано ради эфирного времени в прайм-тайм. Мотоцикл, вроде, попадает, но уже после поворота на Смоленский - в это время уже произошел роковой удар...
Всё это никак не отменяет факта управления транспортным средством в нетрезвом виде. Равно как и других наивных вещей: в духе того, что моментально нашлась и съемка видеонаблюдения (отматываем на конец февраля 5 лет назад, мост к Большой Ордынке, и все дела...), и ее тиражирование по медиа. Отдельно по поводу обнаружения следов наркотических веществ: без комментариев - критик не является химиком и не имеет отношения к различным аспектам наркологии. Во втором эфире Малахова о трагедии на Смоленском бульваре бывшую четвертую жену Ефремова один из гостей в студии посоветовал отвести к наркологу. Представительница богемы несла нечто, вроде варианта: *Мише за гениальность можно многое простить... На самом деле, в такой заяве нет ничего удивительного: это вполне литературное рассуждение. Вроде-бы, семья погибшего водителя с Рязанщины (их жалко) такое не услышит, но бешенство арт-тусовки и отрыв от народа (как кинулся изображать ситуацию с интеллигенцией телеведущий Владимир Соловьев) в этом выгораживании не при чем. В советские годы примерно так же делали передовиков производства и ударниц надоев из хулиганствующих пэтэушников и пэтэушниц. Типичная классовая или корпоративная солидарность. В плане богемных сфер к ней, в частности, присоединилась Рената Литвинова. Некогда она снялась в фильме Небо. Самолет. Девушка. Вместо картины Киры Муратовой ныне склеена короткометражка: Москва. Джип. Позавчера.
Не только по Соловьеву, но и у кого угодно сразу возникал вопрос об актерских способностях Михаила Ефремова. Довольно трудно привести пример его гениальности, кроме набивших оскомину в современном российском кино ролей беспробудных алкашей. В один прекрасный момент возникла тяга к прекрасному - так появился проект Гражданин поэт, на пару с Дмитрием Быковым. Быков больше культуролог, хотя, от его довольно прозаических нынешних стихов изошлась в экстазе не одна девочка:... - Ах, как сочно врезал!... Но сейчас не о поэзии - в ней вообще сравнительно небольшое число ее адептов имеет собственные автомобили, а передвигаются на такси и даже на метро. Куда подальше - на поездах и самолетах. Часть пишущей общественности так или иначе высказалась об ефремовской аварии, но у пиитов свои уровни разборок - так что оставим. Один другому вообще попортил ягодичные мышцы ножиком, не поделив время для проведения лекции в московском институте имени Горького. Актер же - существо более публичное и медийное.
В данном тексте захотелось обойтись без моральных оценок. Еще сложнее делать предположения и выводы из случившегося. Одинаково нужны официальное и параллельное расследования, ревизия ефремовского контента (ограничение демонстрации фильмов с его участием - это вопрос морали, а не цензуры), вывод из титров. Только сила пиара устроена так, что моментально схавает этот эффект Стрейзанд. Последний *шедевр - в виде извинений на камеру - среднего пошиба дрянь. Часть интонаций наиграна, а взять и посадить так в кадр многих из эспэшников, переведя с микрофонов - наверное, даже смогут сыграть лучше. На анализе реплик мэтра после просыпа останавливаться не хочется. Слишком они театральны.
Не получается с выводами - только не оттого, что это актер с громкой отцовской фамилией из кинорепертуара, скажем, режиссера Эльдара Рязанова. Говорят, что в минуты запредельного катарсиса Ефремов-старший, сыгравший следователя Максима Подберезовикова бил автомобили на улице. Но там были образы и характеры, а в Михаиле явился россиянский вариант американских киновоплощений Роберта де Ниро. Там - небритость и вечно под виски, здесь - как на подбор, морды кирпичами и прыгают перед зрителем, меняя бандитский кожан на гимнастерку особиста: и всюду - кубатуры беленькой... Хоть бы для разнообразия сняли типаж Балуева, разрезающего апельсинку; а потом переменили план - и вот уже он воскресает под стать того, как произошло в Мы из будущего..., а фитоняшки колбасятся вокруг ожившего ветерана, а училка хлопает в ладоши: дети, становитесь фотаться!... Звезду боевиков же - Сталлоне - зафиксировали в окружении памперсов?... Такие ходы киношников хотя бы эстетичнее бандо-полицейских сериалов; и постмодерн, раз его не удается преодолеть. Сам культ бесконечного алко - это в помойку отходящий модернизм. Состояние культурного позавчера для тех, кто по модернистской же инерции привыкли себя считать властителями дум.
...Может быть, уже после варианта приговора и отсидки Ефремову-сыну переключиться на преподавание и оставить сцену?