·
5 min read
Слушать

Чайникам-поэтам и критикам о спондеях

1 – ударный слог, 0 – безударный слог, ^ - пауза.

В 1966 г. в академии я быстро составил рацион (много раз составлял раньше) и от нечего делать в рифмованной форме изложил воспоминания о недавнем посещении техникума:

Брожу по знакомым мне тропам… 0 110 101 10

До боли знакомы места… 1 100 100 1

Вот ели, березы и тополь 1 100 101 10

Листвой шелестит у моста. 0 100 110 1

Рябина глядит на перила. 0 100 110 10

Лазурью сверкает вода. 0 100 100 1

Гляжу. Вспоминаю ревниво 0 100 100 10

Прожитые мною года. 0 100 100 1

Преподаватель отобрала листочек, передала кому-то, и стихотворение - в академической газете. Нутром чувствовал, что в первой и третей строке 101 не совсем дактиль. Ударение в «тропам» и «тополь» приглушённое, чем ослабляется звучание и без того не сильной рифмы.

Всё бы забылось, так как поэзией не увлекался. Но на следующий день, опоздав на лекцию, я пережидал у окна, где обнаружил «Поэтический словарь» А. Квятковского. О спондее 11 применительно к трёхсложникам там ничего не нашёл.

Мне сообщили, что кто-то из литобъединения интересовался мною. Этот «кто-то» забыл тогда тот словарь.

На лекции профессор демонстрировал на лапке лягушки рефрактерность (кратковременное резкое падение возбудимости ткани после каждого пика возбуждения).

Эврика! В 110 мы почти не слышим вторую (сверхсхемную) 1, а в 101 слышим обе (что сбивает ритм), но тугоухи к следующей 1 в «тропам» и «тополь».

Я посчитал, что всем поэтам это должно быть хорошо известно, поэтому «не ломился в открытую дверь». Пару лет назад, начав баловаться поэзией, я столкнулся опять с этой тугоухостью, переоткрыл открытое в 1966 г. и вдруг обнаружил, что для «маститых» поэтов и «великих» критиков это есть великая тайна за семью печатями.

Да и спондей представляется «утяжелённой стопой ямба или хорея из двух ударных слогов».

Получается:

будто бы спондей в ямбе и хорее – это одно и то же;

оба ударных слога в нём одинаковы;

время произнесения спондея 11 должно равняться времени произнесения классического дактиля 100, так как ударный слог равен двум безударным.

Но сядьте за микшер (электрическое устройство, используемое в радио- и телетехнике для смешивания, удаления, наложения звуковых сигналов) и вы убедитесь, что это далеко не так. А если учесть особенности восприятия звука нашим мозгом, то окажется, что это совсем не так. Я имею в виду в первую очередь рефрактерность ко второму ударному слогу в 11.

Внесистемное ударение совместно с системным в дактиле, амфибрахии, анапесте считают также спондеем, так как появляются 11 (как в ямбе и хорее с внесхемным ударением).

Но в ямбе и хорее замена 0 на 1 приводит к утяжелению ритма вследствие того, что нет безударного слога, во время прочтения которого наши органы речи, органы слуха и (главное!) центры в мозгах ОТДЫХАЮТ, набираются медиаторов (ацетилхолин и др.) для передачи нервного импульса.

В хорее 10 10 11 10 единица в пятой позиции даёт отчётливый удар, 1 в шестой позиции (рядом с пятой) значительно слабее из-за рефрактерности (мозги к ней глухи из-за отсутствия достаточного количества медиатора для передачи импульса). 1 в седьмой позиции сверхглуха, так как переносчик возбуждения (медиатор в синапсе) израсходован почти полностью.

1 в седьмой позиции поэтому даёт очень слабый удар, а потому ритм становится смазанным. Нам приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы ударно произнести 1 в седьмой позиции и поддержать ритм. Потому спондей и называют «утяжелённой стопой».

Теперь посмотрим на спондей в ямбе 01 01 11 01. Что изменилось в сравнении с 10 10 11 10?

В хорее последняя стопа (за 11) начинается с 1, потому рифма в этой строке будет услышана нашим мозгом слабо, а в ямбе последняя стопа (тоже после 11) начинается с 0, ударение падает на последний слог, следующий за безударным. Поэтому такая же рифма будет звучать мощнее, отчётливее, выразительнее. И дело здесь не в том, что в одном случае рифма женская (с ударением на предпоследнем слоге), а в другом – мужская (с ударением на последнем слоге строки). Суть в другом: в одном случае ударному рифмуемому слогу предшествует 0 (безударный), а в другом – 1 (ударный) слог. В одном случае рефрактерность сдвинута ближе к центру строки, а в другом – к концу. В одном случае она распространяется на рифму, а в другом – нет.

В трёхсложных стопах спондей соседствует с 0, поэтому одно внесхемное ударение не гасит ритм, а в ямбе и хорее внесистемное ударение приводит к устранению 0, что ослабляет ощущение ритма.

В трёхсложниках ритм смажется только в том случае, если стопа будет состоять из трёх единиц, например: 100 111 100. В этом случае дактилическая рифма станет очень плохой не из-за плохого созвучия окончаний слов, а из-за «утяжелённости», потребности в приложении дополнительных усилий для произнесения последней стопы 100.

Теперь о 01010110. Здесь зрительно обнаруживается наличие 11, но при разбивке 01 01 01 10 мы увидим, что смежные единицы оказались в разных стопах. Первые три стопы – хорей, а четвёртая – ямб. Сбой ритма?

Произнести четвёртую стопу без паузы трудно. Поэтому такую ситуацию мы запишем так: 01 01 01 ^1 0.

Что дала эта пауза? После неё 1 произносится с особым (акцентным) ударением. Если мы в эту позицию поместим особо значимое слово, мы акцентируем на нём внимание.

0
0
529
Give Award

DUK_DUBOSSARSKY

О биографии, творчестве, принципах... читайте здесь "О себе... любимом", "Как в поэты я попал", "Как языки я изучал", "Дорога в детство", "…

Other author posts

Comments
You need to be signed in to write comments

Reading today

Фауст краткое содержание
Расставание
Ryfma
Ryfma is a social app for writers and readers. Publish books, stories, fanfics, poems and get paid for your work. The friendly and free way for fans to support your work for the price of a coffee
© 2024 Ryfma. All rights reserved 12+