В давние времена, когда люди были куда злее, чем сейчас, жил один мальчик.
Жил он впроголодь, но что ни день, усевшись на кровле своего дома, играл на свирели.
Да так славно, что частенько и стар и млад, соберутся вокруг него, слушают и нахваливают.
Божий дар!' - говорят.
Но мачехе все это не по душе.
Не любит она ни пасынка, ни его свирель.
- Что ты все дудишь да дудишь?
Голова трещит от твоей музыки, - сердится она и заставляет ребенка работать - лишь бы он не играл да не собирал вокруг себя людей. - Сходи-ка лучше за водой… дай теленку травы… сбегай поищи корову…
Мальчик послушно таскает воду, кормит теленка травой, находит, наигрывая на свирели, корову, пригоняет ее домой и, усевшись по привычке на кровле, играет на свирели: ду-ду-ду…
А мачеха злится, ругает его, на чем свет стоит и снова заставляет работать…
Но мальчик как ни в чем не бывало выполняет все ее поручения, а потом, усевшись на свое место, наигрывает любимые мелодии: ду-ду-ду…
Соседи собираются на звуки свирели, слушают и хвалят мальчика, не могут нахвалиться.
А случается, молодые до того увлекутся, что, взявшись за руки, пускаются в пляс.
Слыша эти похвалы и глядя на пляски, мачеха и вовсе выходит из себя, уж и не знает, что бы приду мать, как бы заставить мальчишку выбросить из головы злополучную свирель, а соседей отвадить от дома.
Видит она, что ее старания ни к чему не приводят, пасынок, сколько его ни занимай, все равно улучит время поиграть на свирели.
Поняв, что нет у нее другого выхода, злая женщина просит мужа куда-нибудь отправить мальчишку, да подальше, чтобы не видеть его и не слышать.
Но как ни любит муж свою жену, сына он тоже жалеет и не в силах выгнать его из дому.
- Ничего, потерпи, - говорит, - он еще ребенок, вырастет, образумится.
Ты его старайся не замечать.
Но мачеха все не унимается, день и ночь думает она, как ей избавиться от пасынка.
Однажды, прикинувшись, больной, женщина принимается громко стонать:
- Ой, мочи нет, ой, помру я!..
Не на шутку перепуганный муж, пуще смерти боясь снова овдоветь и остаться без хозяйки в доме, спрашивает, какая же хворь одолела жену и чем ей помочь, что облегчит ее страдания?
- Скажи, милая, чего тебе принести, чего твоей душе угодно?
Притворно охая и ахая, жена говорит:
- Приснилось мне, будто есть такое средство.
Только оно и спасет меня… Моя жизнь в твоих руках, коли ты не захочешь…
- Что же это за средство? - спрашивает муж.- Ты только скажи, я все найду, достану хоть из-под земли, лишь бы ты поправилась…
Не переставая стонать, жена говорит:
- За этим далеко ходить не надо.
- Что же это?
Скажи, не томи.
- Обещаешь для меня сделать?
- Обещаю, - говорит муж.
- Поклянись, что не отступишься от своего слова.
Муж клянется всеми святыми, клянется могилами дедов и прадедов, выполню, мол, любое твое желание.
Тогда жена говорит:
- Приснилось мне, что хворь как рукой снимет, едва пасынок исчезнет с моих глаз… Если его не будет - поправлюсь, если останется - умру.
Услышав это, опечаленный отец закрывает лицо руками и горько плачет, сожалея о своих клятвах.
Но слезами горю не поможешь, слово есть слово, раз дал клятву - выполняй.
А не то, упаси бог. жена помрет и останешься ты вдовый да неприкаянный… И решает отец избавиться от сына.
Проходит какое-то время, и он окликает сына:
- Пойдешь со мной в лес?
- Пойду, отец, - прыгает от радости мальчик.
Отец ведь сам решил взять его с собой!
Он давно мечтал сходить с отцом в лес, но тот не брал: устанешь, мол.
- А что мы там будем делать?
- Я поймаю для тебя зайца, лису, пестрых красивых птичек - все, что захочешь.
- И то, что растет в лесу на деревьях?
- Конечно, - говорит отец. - Я нарву тебе белых яблок, сочных груш, орешков, наберу шиповника, кизила…
Услышав это, мальчик уже не может усидеть на месте.
- Пойдем скорее!
Захватив узелок с едой, отец и сын пускаются в путь.
Приходят они в лес, но отец не дает сыну перевести дух и полакомиться лесными дарами.
- Пошли дальше, там плоды слаще.
Он увлекает сына все дальше и дальше.
Мальчик просит:
- Отец, я устал, давай немного посидим.
Чуть передохнув, они снова углубляются в лес.
- Отец, нарвешь мне яблок, поймаешь лису?..
- Пойдем дальше.
Там и яблоки вкуснее и хвосты у лис попышней…
Заводит он сына в самую гущу, где стоят огромные деревья с густой листвой, а трава выше человеческого роста.
Отец развязывает узелок с едой и кладет перед сыном.
- Поешь, сынок, - говорит он, - я скоро вернусь.
Нарву для тебя яблок, поймаю лису.
Пройдя несколько шагов, он возвращается, обнимает и целует сына.
- С чего ты вдруг целуешь меня, отец? - удивляется мальчик.
- Будь умницей, пока я вернусь, - говорит отец, и уходит.
Поев немного, мальчик складывает остатки припасов в узелок, садится на пенек и принимается ждать отца.
Проходит час, другой, третий, а отца все нет.
В сердце мальчика закрадывается страх, он кричит, зовет отца, но никто не откликается.
Видно, погнался за лисой и не слышит меня', - думает мальчик и, загрустив, достает свирель.
Он не помнит, долго ли играет, только замечает, что уже смеркается.
Мальчик поднимается с места и снова зовет:
- Отец, отец!..
Тоненький его голосок разносится но лесу, но ответа опять нет.
Тогда мальчик кладет свирель за пазуху, берет в руки узелок с едой и идет искать отца.
- Отец, отец!.. - то и дело кричит он.
Но в ответ доносится только шелест листвы.
Тьма постепенно окутывает деревья.
Мальчик все еще надеется.
Кому кажется, отец ушел так далеко, что просто не слышит его голоса, но он непременно вернется.
Тьма сгущается, а отца все нет и нет.
Поняв, что отца ему так скоро не дождаться, и он остался в лесу один, мальчик решает спрятаться, укрыться от диких зверей.
Он закидывает узелок с едой за спину, кладет свирель за пазуху и, вскарабкавшись па высокое дерево, устраивается в его ветвях.
Но он по-прежнему ждет отца.
Вскоре он погружается в сон.
Просыпается мальчик уже утром.
И опять он не теряет надежды дождаться отца.
Так проходит день, второй.
На третий день, доев последний кусок хлеба, мальчик опять принимается играть на свирели: может быть, отец услышит и отзовется.
Играет он любимые свои мелодии, играет долго, самозабвенно, и порою ему кажется, что он не где-то в лесу, а на кровле своего дома, а окружившие его тесным кольцом деревья - это соседские мальчики и девочки, только они почему-то не танцуют, как обычно, и не хвалят его.
2
Долго он играет, коротко ли, но вдруг, осмотревшись по сторонам, припоминает, что он на дереве, в лесу.
Кидает взгляд вниз и в испуге отшатывается - под деревом, где он сидит, собрались звери всех видов и мастей: и медведь, и тигр, и волк, и лиса.
Кого только тут нет!
И все, поднявшись на задние лапы и задрав морды, глядят на него.
Мальчика охватывает страх, но, поняв, что дерево, на котором он сидит, слишком высокое и зверям никак до него не добраться, он приходит в себя и принимается громко играть, чтобы звери, испугавшись, разбежались.
Но не тут-то было.
Как только звуки свирели становятся громче, звери, кто воя, кто скуля, каждый на свой лад начинают вторить ему, а потом… пускаются в пляс врозь, но затем, увлекшись и словно позабыв, что они друг другу враги, устраивают хоровод вокруг дерева, на котором сидит мальчик.
А мальчику чудится, что звери справляют свадьбу, и, забыв про свой страх, он играет все веселее и все больше воодушевляется.
Чем дальше, тем неистовее пляшут звери, повизгивая на все голоса и лязгая зубами в лад музыке.
Сердце мальчика обмирает от страха: вдруг они доберутся до него?
Неожиданно до его слуха доносится мощный звук охотничьей трубы и собачий лай.
Охотничья труба и собачий лай приближаются, и вскоре мальчик с удивлением видит странно одетых людей.
Окружив пляшущих зверей, охотники с собаками нападают на них, кое-кого убивают наповал, а кое-кому удается спастись бегством.
Один из охотников внезапно замечает сидящего на дереве мальчика и предлагает ему спуститься.
Но мальчику страшно, он боится этих вооруженных и странно одетых людей и не хочет спускаться.
В конце концов, сунув свирель за пазуху, он все-таки слазит с дерева.
- Ты что тут делаешь? - спрашивает его главный охотник, одетый лучше остальных.
То ли от страха, то ли от смущения, мальчик не рассказывает о том, что с ним приключилось.
Я, мол, живу на дереве и играю в свое удовольствие на свирели - вот и все, что он говорит.
- А зверей ты не боишься? - спрашивает главный охотник.
- Нет, - говорит мальчик, - я играю, а они слушают меня и, случается, пляшут.
Главный охотник несказанно удивляется: надо же, звери не только не нападают на мальчика, но еще и пляшут под его музыку!
Сыграй, просит он мальчика, а мы с товарищами послушаем.
Мальчик охотно соглашается.
Достав из-за пазухи свирель, он подносит ее к губам.
С первыми же звуками в душе мальчика что-то преображается: словно оторвавшись от земли, он не чувствует, где находится, и кто его окружает, так завораживает его чарующая песня свирели.
Но его игра завораживает и охотников.
Свирель поет и поет, и они, положив оружие на землю, усаживаются - кто прямо на траву, кто на пень - и зачарованно слушают.
И откуда они берутся, эти звуки?..
На небесах ли рождаются или возникают из шелеста деревьев - кто знает!
Охотникам чудится, будто ни птицы, поющие в царском саду, ни ключи, пробивающиеся в горах, не издают такого нежного журчания и шепота, как свирель этого мальчика.
Много ли играет мальчик, мало ли, долго ли слушают его охотники - никому неведомо, но когда мелодия затихает, главный охотник говорит:
- Мы тебя не оставим в лесу одного!
Пойдем с нами.
Мальчик не соглашается.
Удивленные охотники принимаются расспрашивать его.
В чем, дескать, дело?
Переполненное горем сердце мальчика не выдерживает, и он с плачем рассказывает все, что с ним приключилось.
- Стало быть, отец бросил тебя тут и ушел? - говорит главный охотник. - Больше тебе нечего бояться.
Мы возьмем тебя с собой, будешь жить у нас.
Эти слова подбадривают мальчика, он согласно кивает головой, но все-таки опасается: случись что, нет на свете ни единой души, способной защитить его.
Долго ли они идут, коротко ли, приходят наконец в большой город.
Множество красивых домов и всяческая невидаль повергают мальчика в изумление.
Они пересекают город из конца в конец и подходят к огромному саду за высокой каменной стеной.
Мальчик не только в жизни не видел такого сада, но даже не мечтал увидеть.
Он смотрит на все, разинув рот, и не знает, на что глядеть, а на что не глядеть, так много в городе нового и диковинного для него.
Когда же они оказываются в этом зеленом, как изумруд, саду, удивление мальчика достигает предела.
Перед ним вырастает огромный-преогромный дом в несколько этажей, а на каждом этаже помногу дверей и окон.
Куда ни кинешь взор - всюду несказанная красота: деревья, цветы, фонтаны, статуи.
Но мальчику странно: люди тут грустные - никто не улыбается, не смеется.
Долгое время мальчик не может понять, где он очутился и что это за великолепный дворец.
Узнав же, что дворец княжеский, а главный охотник и есть сам князь, мальчик и вовсе изумляется.
- Отчего тут все такие грустные? - спрашивает он.
- Оттого, что единственная дочь князя неизлечимо больна, - отвечают ему.
Так попадает мальчик в дом князя.
Ему дают отдельную комнату: живи, дескать, здесь, ешь, пей, отдыхай в свое удовольствие.
- Можешь гулять в саду и делать все, что тебе захочется, - говорят ему.
- А плоды можно с деревьев срывать? - спрашивает он.
- Можно.
- А цветы собирать?
- Можно и цветы.
Мальчику не терпится спросить, а можно ли ему поиграть на свирели, но, застеснявшись, он не решается.
Догадывается, что в княжеском доме наверняка не до музыки - княжна больна, люди печалятся…
3
Мальчик остается в княжеском доме.
В первые, дни он подолгу гуляет в саду, заглядывает в цветники, обживает новое место, знакомится с новыми людьми, лакомится плодами с деревьев, собирает букеты.
Но однажды, соскучившись по своей свирели и позабыв, где находится, он достает из-за пазухи свирель и принимается играть.
Долго ли он играет, коротко ли, подходит к нему старый садовник и говорит:
- Не шуми, сынок, княжна больна.
- Извини, дедушка, а я и позабыл, - говорит мальчик и принимается расспрашивать садовника: что же это за болезнь такая, если даже на свирели нельзя поиграть.
- А мы и сами не знаем, - говорит старый садовник.- Столько тут врачей перебывало да знахарей… Никто не может понять.
С того дня, как отец отказался выдать ее за любимого, княжну одолела хворь.
Чего только не делали - не помогает.
Оттого-то все тут грустные, но грустнее всех сам князь.
Ты лучше играй в комнате, а в саду будь поосторожней.
Вдруг больная услышит, сынок, и ей станет хуже.
Мальчик послушно прячет свирель.
Но на следующий день, гуляя в другом конце сада, посреди густых зарослей, мальчик, позабыв, как видно, наказ старого садовника, снова достает из-за пазухи свирель, садится под большим деревом и принимается играть.
Долго ли он играет, коротко ли, снова подходит к нему старый садовник.
- Сынок, я же просил тебя… Княжна больна, не дай бог услышит, совсем худо ей станет.
Спохватившись, мальчик собирается спрятать свирель, но тут из дворца выходит какая-то старуха.
- Это ты играл, сыпок? - спрашивает она.
Мальчик кивает головой.
- Почему же ты перестал?
Мальчик объясняет, что старый садовник рассказал о болезни княжны, и ему не хочется нарушить своей игрой покой девушки.
- Нет, сынок, - говорит старуха. - Это верно, княжна больна, но, услышав звуки твоей свирели, она повеселела.
Поиграй еще, может быть, ее больное сердце утешится?..
И мальчик, осмелев, снова подносит свирель к губам.
Играет час, второй, играет, позабыв о времени, пока не устает.
А устав, уходит в свою комнату.
Утром к нему стучится та же старуха.
- Сыграй и сегодня, сынок, утешь сердце бедной княжны.
Мальчик спускается в сад и начинает играть.
На этот раз его обступают княжеские слуги, слушают музыку и от души радуются.
Теперь он каждый день выходит в сад и час-другой играет на свирели.
И вскоре замечает, что лица у людей стали куда веселей, теперь они не такие грустные, как раньше, сам князь и тот заметно повеселел.
- Что случилось, дедушка? - спрашивает мальчик старого садовника. - Отчего это все вдруг повеселели?
- Княжне полегчало, - говорит старик. - Твоя музыка исцеляет ее.
Проходит десять дней, и однажды, когда мальчик по обыкновению играет на свирели в саду, под облюбованным им раскидистым деревом, к нему подходит прекрасная девушка в белом платье с распущенными волосами.
Смутившись, мальчик порывается спрятать свирель, но девушка кладет руку ему на плечо.
- Не стесняйся, - говорит она. - Играй смелее, твоя свирель вернула меня к жизни.
Эта девушка и была княжна.
Мальчик продолжает играть.
Девушка слушает, и глаза ее полны слез.
Всплакнув, она успокаивается и уходит с улыбкой.
Глядя на княжну, радуются и слуги, и сам князь.
Теперь мальчик играет подолгу, а больной становится все лучше и лучше.
Наконец она совершенно здорова, и князь на радостях соглашается выдать ее замуж за любимого.
Свадьбу играют семь дней и семь ночей.
4
После этого слава о юном музыканте разносится по всей стране.
Удивительный-де мальчик живет у князя, игрой на свирели он исцеляет больных, смягчает жестокосердных.
И отовсюду, со всех уголков страны стекаются люди в город взглянуть на этого мальчика, услышать его свирель.
И услыхав ее, больные исцеляются, а злые становятся добрыми…
И вот однажды приходят из села отец мальчика и его злая жена.
После того, как мальчика увели из дома, мачеха по-настоящему занемогла и слегла в постель.
Как только ее ни лечили, ничего не помогало, и ей становилось все хуже и хуже.
Остались от нее кожа да кости.
Прослышав, что кто-то игрой на свирели исцеляет больных, муж и жена собираются в дорогу, добираются до города и направляются прямо в княжеский дворец.
А там большое празднество.
Во дворец съезжаются самые знатные люди страны со своими женами и детьми.
Гости собираются в огромной, красиво украшенной зале.
Они собираются отпраздновать день рождения князя.
В этот день, как и во время иных торжеств, по приказу князя ворота его дворца распахиваются настежь перед всеми.
И каждый, кому охота, входит в эту залу поглядеть на князя и послушать игру юного музыканта.
На возвышенности рядышком сидят князь и княгиня, на них дорогие платья и сияющие драгоценности, а гости, сидя в креслах или собравшись группами, слушают мальчика, который самозабвенно играет на свирели, на своей чудесной свирели… Играет он так, что собравшиеся никак не могут попять, откуда льется волшебная мелодия… Все заворожено слушают, в зале стоит мертвая тишина, и слышны самые тихие, самые нежные звуки свирели…
И вот что происходит дальше.
В то самое мгновение, когда внимание собравшихся всецело поглощено музыкой, во дворец входят отец мальчика и мачеха.
Их долго не пропускает дворцовая стража, боясь помешать музыканту.
Как крестьянин ни просит, ни умоляет - он-де приехал издалека, жена его тяжело хворает, и ей, чтобы излечиться, надо послушать эту музыку, - стража непреклонна: нельзя, и все тут!
Однако крестьянин настаивает и требует сообщить о своей просьбе князю.
Побоявшись шума, стража уступает.
Только, говорят стражники, пока музыка кончится, ведите себя тише воды, ниже травы.
И отец мальчика заходит с больной женой в дворцовую залу.
Заходят и застывают как вкопанные на пороге.
Их ошеломляет роскошь убранства, блеск и много-людие.
Такого они в жизни не видали, и в первое мгновение им кажется, что они попали в какую-то волшебную страну.
И долго они еще не могут прийти в себя, стоят растерянные, оторопелые.
Но когда отец бросает взгляд на играющего на свирели музыканта, он тотчас узнает своего пропавшего сына и, не удержавшись, кричит на весь дворец:
- Сынок, родной!
Он кидается к мальчику, прижимает его к груди и целует.
В тот же миг его больная жена, тоже узнавшая музыканта и понявшая какую славу и почести он снискал, издает слабое
Ах!' и замертво падает.
Все присутствующие - князь, княгиня, гости - приходят в замешательство.
Поднимается шум.
Каждому не терпится узнать, что же случилось…
Все с любопытством окружают крестьянина и засыпают его вопросами.
Тот рассказывает им, какая беда свалилась на голову его сына.
Услыхав рассказ крестьянина, князь сердится на него и хочет наказать, но мальчик умоляет простить отца: во всем была виновата злая мачеха, а теперь зло наказано - ее сердце не выдержало, она умерла.
Князь отпускает подобру-поздорову крестьянина в деревню, а его сына делает дворцовым музыкантом.
И доныне, говорят, звуками своей свирели мальчик избавляет людей от злобы и зависти и смягчает сердца жестокосердных.