Сперва
ты думал так:
в богов, мол, вера
была причиной все же вдохновенья
для полулегендарного Гомера,
для мастеров эпохи Возрожденья.
Потом
ты прочитал
о кознях Борджи
и круто изменил свою позицию:
картин немало
на сюжеты божьи,
а сколько жертв
костра да инквизиции!
Мол, мы о Бруно
и о Гусе знаем,
а сколько неизвестных слёз народа…
Нет,
лучше б не было
рембрандтовской Данаи,
но и резни
Крестового похода.
Потом
за то, что 2 2=4 —
ты был в Освенциме…
И столько видел в мире
рассчитанного зла,
съел столько щец,
гнилой хамсы,
что понял, наконец,
что все эти распятья и сожженья
во славу божью —
так,
игра детей.
Какие совершались преступленья
по воле
не придуманных людей!
А чем еще
пополнились музеи
от их теорий
и от их идеи?
Мадонной Литтой
или Моисеем?
Нет,
печью
для
сжигания
детей.
1967