·
5 min read
Слушать

Забайкальские казаки

Забайкалье. Города и люди. Забайкальские казаки

Говорить сегодня о казаках достаточно сложно и не благодарное это дело пытаться описать то, чего уже давно нет на самом деле. Хотя традиционно считается, что в Забайкалье живут казаки после того, как отряд казаков П.И.Бекетова прибыл в Забайкалье в 1653 г., поставив на озере Иргень острог. Затем по пути в Нерчинск по той же дороге идет отряд Нерчинского воеводы Афанасия Пашкова в 1657-1658 годах.

И с этого момента началась история Забайкальского казачьего войска, которое начиналось с 1 тунгусского и 4 бурятских казачьих полков несших службу на всем протяжении пограничной линии (свыше 2 тысяч верст). Начальником тунгусского полка был назначен князь Иван Гантимуров, а Зайсан ашебагатского рода Бадалуев, становился главным войсковым старшиной всех зачисляющихся в казаки бурят.

По проекту губернатора Муравьева в Забайкалье образовалось большое Забайкальское казачье войско, состоящее из 6 отделов: трех пеших и трех конных, из которых один бурятский. Из бурятских сотен были утверждены шесть станиц: Гигетуйская, Боргойская, Селенгинская, Харьяская, Аракиретская и Янгажинская. Хозяйство бурят – казаков, как и «ясачных», сначала было скотоводческое.

Но уже в конце XVIII в. кочевья бурятских казаков были значительно сокращены выходцами из Польши (семейскими») и казаки – буряты быстро перешли на новое хозяйство. Так, в 1806 г. они уже засевали 1690 десятин. Но все, же главным занятием казаков оставалось скотоводство. Данные говорят о том, что «инородцы» не испытывали притеснений при наделении земельными паями.

Правительство, стимулируя казаков, предоставляло им ряд льгот и привилегий по выделению земельных наделов и освобождению от налогов. Являясь военизированным поселением, казачество оказалось втянуто в гражданскую войну более всего остального населения России, когда принимавшие присягу старшие возрастные категории казаков воевали против более молодого, пришедшего с войны поколения.

Вопрос о возрождении казачества на современном уровне обсуждал Большой казачий круг, который собрал представителей Терского, Донского, Кубанского, Уральского, Оренбургского, Астраханского и других казачеств – 263 делегата от 70000 казаков. Которые пришли к мнению, что возрождение казачества немыслимо без возвращения в армию казачьих соединений.

Есть умные люди, которые понимают, что казачество в первую очередь связано с армией, часть которой оно являлось, скрываясь под термином «кавалерия». Механизация вооруженных сил привела к упразднению кавалерийских соединений. Были упразднены такие войсковые соединения как «кирасиры», «гусары», «кавалергарды» и в последнюю очередь в 50-х годах прошлого века наиболее массовые кавалерийские части «казаки».

Поэтому к людям появляющихся в обществе в казачьей форме относятся не все однозначно, одни смотрят равнодушно, другие называют подобных товарищей «клоунами» и «ряжеными». Потому, что казаками называть людей в казачьей форме нельзя. Это не казаки, а потомки казаков их дети и внуки. Так же нельзя сказать, что казаков нет. Они есть, только их очень мало. Это люди, служившие в кавалерийских, казачьих соединениях. Вот эти казаки, а не те, что ходят сейчас в казачьей форме.

Казачество это сословие, которое невозможно вернуть назад без соблюдения всех формальных традиционных подходов и принципов, выделяющих казачество из крестьянского населения. Как невозможно вернуть другое такое же сословие общества «дворянство» без основного представителя дворян, - царя. В царской России еще и сословие мещан было, выполняя какую-то свою роль в обществе.

В настоящее время восстановить стиль жизни казачества, сложившийся на протяжении столетий не возможно, когда функцию казаков выполняют пограничные и внутренние войска. Поэтому все разговоры о современном казачестве ничтожны, когда это самое казачество не имеет ни какого официального статуса, кроме иллюзорного восприятия некоторых политиков и самих людей, одетых в казачью форму.

Играют взрослые люди, в ролевые игры, вызывая пренебрежение всего общества, где даже дети называют их «ряженными». За двадцатилетний период попыток обновления казачества в Забайкалье, казаков несколько раз делили, пилили, разводили по разным сторонам и понятиям. Лидеры казачьей организации сами своими неумными и провокационными действиями компрометировали казаков в глазах остального населения.

Казаки, как и сто лет назад делятся на красных и белых, на потомственных и правильных (реестровых), расходятся по разным общинам, не имея ни какого единства. Происходящие же события по передаче Китаю в долгосрочную аренду «казачьих» земель сводит на нет саму идею существования казачества, лидеры которого участвуют в отчуждении российской земли.

По мнению же Арнольда Тойнби, главным орудием, которым воспользовались для покорения Центральной Азии, была соха. Казаки смогли противопоставить кочевникам более передовой образ жизни и способ производства: оседлость и земледелие. «Казаки, - подчеркивал А. Тойнби, - одолели кочевников, завладев сельскохозяйственными ресурсами. Сегодня этими ресурсами владеют лица, без каких либо нравственных ограничений, отдавая их в руки китайских инвесторов.

Тем самым приближая трагический конец самой памяти о казаках стоящих на рубежах отечества. О тех казаках и местных воеводах, которые стояли на защите отечественных границ не жалея живота своего, и погибших на охране государственных границ. Нынешние воеводы и казачьи руководители готовы торговать отечеством оптом и в розницу не стоят даже сотой доли памяти

Иллюзия казаков о том, что они имеют какую-то значимость, питают надежду на реестр, куда занесены большинство современных казаков. Но не надо быть ясновидящим, чтобы предсказать их судьбу. Первый казачий реестр составил польский король Стефан Баторий, будучи опытным воином, перехватил инициативу, казачество было под контролем польских и турецких правителей, успешно манипулирующих разбойничей вольницей, готовой служить кому угодно.

Нынешний реестр нужен для того, чтобы вычеркивать из него умерших казаков, чтобы со смертью последнего объявить о том, что казачество перестало существовать. Решение вопроса быть или не быть казачеству современному теряет свою актуальность при восстановлении исторических особенностей послуживших причиной создания этого сословия, когда оно в большей степени являлось военизированным населением для несения не только воинской, но так, же пограничной и полицейской службы.

0
0
592
Give Award

Сергей Пузырев

Аэрофотогеодезист

Other author posts

Comments
You need to be signed in to write comments

Reading today

Символ веры.
Страдания юного Вертера краткое содержание
Ryfma
Ryfma is a social app for writers and readers. Publish books, stories, fanfics, poems and get paid for your work. The friendly and free way for fans to support your work for the price of a coffee
© 2024 Ryfma. All rights reserved 12+