·
6 мин
Слушать

Песни раскола и реформации

1


Так вера пропадает. Наша вера

в руках пройдох, никонианской своры,

и нет креста на них. Щепотью разве

творят такое?


2


Топим баню, жжем тела

Богу вышню для тепла.


Со святой Руси дымок

небу белому сладОк.


***

Фимиам не фимиам,

а гореть, как свечкам, нам.


Перед темною доской,

под иконой золотой.

 

3


Угрюмый пастырь, смеха враг

со всех сторон себе беду

сзывает, кличет, каждый шаг

его во тьме, в сплошном аду.


А если где увидит свет –

так это гарь дымком чадит.

Жестоковыйный поп в ответ –

кому? – не Богу ль предстоит?


4


Православный Савонарола,

государев ругатель,

правды ненужной радетель,

первый российский писатель.


Ему –

против рожна переть,

посмеяние терпеть,

позорную принять смерть,

многим смутить сердца,

оставить в наследство братии

нЕнавистный склад ума.


Совести возмутитель,

нетрепетный вероучитель,

насмешливый созерцатель

собственного страданья.


5


Есть честная мера,

чуть теплая часть –

наследная вера,

законная власть.


И надо же было

их тронуть, взвить рой –

смерть расшевелили

летать над страной.


***


Какими перстами,

по два или три –

нам в язвины, раны

влагали – смотри:


вот – русская вера,

живое ее.


***


Смолой следит, серой

смердит острие


пера – пишут, пишут,

бумагу дерут

и правду не слышат,

дышавшую тут, –


невзрачную правду,

а большую мы

не можем, не жаждем,

не пустим в умы.


***


Как деды молились

в лесу колесу,

так мы окрестились –

дай хлеба, Исус.


Не римскому Богу,

не эллинской мы

премудрости строгой

предали умы,


сердца поручили,

но вере родной –

о ясной забыли,

ходя в ней одной.


6


Спорили по-ученому,

от дикостей,

от напластований лжи

очищали веру,

пустоту после себя оставили,

гордыню словесную.


Что теперь в небе вышнем,

выскобленном до блеска?

Идеи одни –

холоду их помолись!

Давай,

попроси добра себе!


А верили-то не умом –

нутром растерзанным,

а теперь приложиться не к чему…


Истина хороша,

но чуда искали!


7. Скоморохи


А гонял нас поп,

протопоп – хлоп-хлоп –

мах дубиной,

хрясть осиной,

посинели наши спины.


По сусалам – ам! –

мажьте калом нам –

мы расскажем,

мы покажем,

тебя и себя уважим.


На Москве златой

сидел царь младой,

славно правил,

тихо дАвил,

жива места не оставил.


Протопоп умен,

упрям, не учен,

заморочил

царю очи,

только ненадолго очень.


Царь и в ус не дул,

а упрямцев гнул –

дунул, плюнул,

щепоть сунул,

загнал в самый дальний угол.


Ты рычи теперь,

будто дикий зверь;

ты кривляйся,

избавляйся

от гордыни, будто кайся.


Потешать народ

теперь чей черед?

Поп на казни,

при соблазне

нам не родственничек разве?


Скоморох и поп

задружились чтоб,

нужно время –

гинет племя!

Пропадать нам всем со всеми.


8


Старины голубое свечение,

и святое, и жалкое прошлое,

полоумное, тихое пение,

умиранье, томление тошное.


Прогорают дощечки сосновые,

плачут смертною черной смолою,

легко нас одеянья тесовые

обовьют огневой пеленою.


И не больно вам – вольная, нежная

примет смерть себе детушек, первенцев,

от греха успевающих беженцев,

по лесам воскресающих керженцев.

Русь лежит – поле-море безбрежное,

пух-перина, даль пепельно-снежная.


9


И легкой вера нам была,

ясна, нельзя ясней,

святая, русская – слыла

всех жестче, солоней.


И яхонтовые держа

скрижали, ангел пел

о временах, пока свежа

нам память Божьих дел.


10


А надо ли было наполнять новым вином

наш старый,

наш драный,

наш грешный мех,

надо ли было тормошить ошибки правотой своею бессмысленной?

Стояла бы, как была,

как времени волна намела,

церковь.


В бессмысленности действий

была их почти что святость.


11


Ходит поп, себе под нос

приговаривает

да спасением людским

приторговывает.


Спастись кто хошь,

так с вора – грош!


Эх, эх, эх, а

кто без греха?


С девочки-прелюбодейки –

за труды возьмем копейку!


Эх, эх, эх, а

кто без греха?


Мерить лживо, ставить тын

криво – грех ценой в алтын.


Эх, эх, эх, а

кто без греха?


Тот, кто в ересях повинный,

отдавай пятиалтынный.


Эх, эх, эх, а

кто без греха?


Скоромничал в пост – как

доешь, отдай четвертак.


Эх, эх, эх, а

кто без греха?


За убийство – гони новый,

не разменянный целковый.


Эх, эх, эх, а

кто без греха?


Хоть бы ни в чертА не верь,

дал червонец – прогнан Зверь.


12


Отсыпай, не шали,

папе римскому рубли –

за грехи страны,

царские вины

заплати, народ,

всегда твой черед.


Есть за мертвого торговля,

ему тропки приготовлю

из гиблых мест –

всесилен крест,

отчеканен на деньгах,

ему любо быть в церквах.


Из чистилища рядком

от-моленные,

нескупым сынком, внучком

от-купленные – 

в рай, в рай народ,

безгрешный сброд.


В юбилейный год

с лихвою доход

не-бесный,

наш честный.


Скупердяй

в аду –

ай-ай-ай

жиду! –

дров навалим, огонь палит,

пока денег не отвалит!


Пока Лютер-зверь

не захлопнул дверь,

лавочку не разогнал,

крышечку не припаял –

покупай себе

помочь во судьбе,

покупай родным

на потребу им.


Святокупная торговля –

беса гонка, блага ловля!

Оборот велик,

перед Пасхой – пик!


Урон ада,

прибыль рая;

тропы стада

подвигая,

мы ведем свои дела,

чтоб вам не сгореть дотла.


66
3
81
Подарок

Аникин

Краткая литературная биография. Аникин Дмитрий Владимирович. Родился в 1972 году в Москве. Живу в Москве. По образованию - математик. Предприним…

Другие работы автора

Сегодня читают

Поход Маучи в Гелай
«И вырвал грешный мой язык!»
Ryfma
Ryfma - это социальная сеть для публикации книг, стихов и прозы, для общения писателей и читателей. Публикуй стихи и прозу бесплатно.