7 min read
Слушать

«Изреченное слово – не более, чем выдох»

Изреченное слово – не более чем выдох - мысль, писатель, эссе

Ульяна Скибина


Нельзя научить писать. Оспорить это утверждение непросто, да и нужно ли? Процесс творчества индивидуален, то, что подойдет одному автору, в текстах другого может смотреться странно и чужеродно. Не стоит слепо перенимать чужую стилистику, и литературные приемы в разных текстах работают по-разному.


Однако в попытках отыскать собственный голос можно обратить внимание на заметки мастеров слова, таких как Рэй Брэдбери или Урсула Ле Гуин, и узнать, что они думали о литературе и творчестве, какой подход находили к своим текстам. Этим подходам необязательно следовать, однако, разве не любопытно заглянуть в голову другому автору, заглянуть и воскликнуть: «О, так вот как вы это видите!»


В этой подборке – пять сборников эссе и заметок именитых писателей. Сборников, где авторы рассуждают о природе творчества и назначении литературы, находят ответы на свои вопросы и задают читателям новые.


Нил Гейман «Вид с дешевых мест»


Сборник эссе и статей одного из самых мудрых писателей современности, автора блестящих фантастических рассказов и таких культовых романов, как «Американские боги» или «Звездная пыль». Публицистические работы были написаны Гейманом в разные годы и для разных изданий - этот сборник впервые объединяет их под одной обложкой.


Нил Гейман пишет о волшебных сказках и о том, почему наше будущее зависит от чтения; о комиксах и графических романах; о невидимых идеях, о книгах и авторах, которые на него повлияли; о кинофильмах, музыке и истории. И, конечно, о творчестве.


«Я верю, что идею трудно убить, потому что идеи невидимы, очень заразны и очень проворны.


Я верю, что вы вольны противопоставлять свои собственные идеи тем, которые вам не по душе. У вас есть полное право доказывать, объяснять, истолковывать, спорить, обижать, оскорблять, злиться, высмеивать, воспевать, сгущать краски и отрицать».


(эссе «Мой символ веры»)


- Зачем вы возитесь с мифами и сказками? – спросил меня один из них.


- Потому что в них есть сила, - ответил я.


(эссе «Кое-какие размышления о мифе»)


«Прежде всего, и во-первых: когда вы начинаете карьеру в искусстве, вы никакого понятия не имеете, чем на самом деле занимаетесь.


И это здорово. Те, кто знают, что они делают, знают правила. Они знают, что возможно и что невозможно. Вы – нет. И не должны! Все правила относительно того, что возможно и что невозможно в искусстве, придуманы людьми, которые никогда не проверяли границы возможного, выходя за них. А вы можете».


(эссе «Делайте хорошее искусство»)


Рэй Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»


В этих эссе Рэй Брэдбери рассуждает о природе творчества, о персонажах и писательской страсти, жанровых рамках и Музе, которую можно подкормить и приручить. О своем собственном писательском опыте и о любви. Разумеется, о любви к словам и литературе. Рассуждает с легкостью, мудростью и мягкой иронией, свойственной этому великому мастеру слова.


«Если вы пишете без упоения, без пыла, без любви, без радости, вы только наполовину писатель. Это значит, вы постоянно коситесь одним глазом либо в сторону коммерческого рынка, либо в сторону авангардной тусовки, и перестаете быть собой. Вы себя даже не знаете. Потому что писатель обязан быть, прежде всего, одержимым. Его должно лихорадить от жара и восторга».


(эссе «Радость писательства»)


«Я утверждаю, что для того, чтобы удержать Музу, перво-наперво следует предложить ей угощение. Как накормить что-то такое, чего еще нет, объяснить сложновато. Но мы живем в окружении парадоксов. От ещё одного парадокса хуже не станет».


(эссе «Как удерживать и кормить Музу»)


«Художник не должен думать о хвалебных отзывах критиков или о деньгах, которые получит за свои картины. Он должен думать о красоте, готовой сорваться с кончика его кисти».


(эссе «Дзен в искусстве написания книг»)


Урсула Ле Гуин «Время, занятое жизнью»


Подборка записей из блога, который писательница вела в последние годы жизни; рассуждения об искусстве и творчестве, политике и феминизме, старости и котах, и о многом другом. Произведения Урсулы Ле Гуин, такие как «Левая рука Тьмы» или тетралогия о Земноморье, отмечены глубокой поэтичностью и тонким психологизмом; ее заметки – мудры, остроумны и лиричны.


«Писать – занятие рисковое. Оно не дает никаких гарантий. Вам приходится с этим смириться. И я счастлива с этим смириться. Ну да, мои вещи неверно прочитывают, неверно понимают, неверно толкуют – и что с того? Если это настоящие вещи, они переживут все, кроме равнодушия».


(эссе «Вопросы читателей»)


«Мастера, работающие по дереву, гончары, ткачи имеют дело с чем-то осязаемым, и создаваемая ими красота беспредельно и удивительно вещественна. А вот написание прозы или поэзии – занятие настолько нематериальное, настолько умозрительное! Изначально это просто искусная речь, а изреченное слово – не более, чем выдох.


(эссе «У меня есть пирог»)


«Умение писать интересно – что это вообще такое? Это, прежде всего, умение рассказывать истории, плюс умение их записывать».


(эссе «Умение писать интересно»)


Стивен Кинг «Как писать книги. Мемуары о ремесле»


Несмотря на несколько провокационное название, эту книгу скорее можно назвать автобиографией, нежели учебным пособием. Признанный мэтр ужаса описывает весь свой писательский путь: живописует мальчика, пишущего рассказы, отсылающего их в издания и получающего отказы; студента, подрабатывающего на ткацкой фабрике; автора, чьи произведения занимают первые места в списке бестселлеров «The New York Times». Разумеется, Стивен Кинг дает советы, основанные на личном опыте – и даже прикладывает список книг, которые повлияли на него.


«Давайте проясним одну вещь прямо сейчас, о`кей? Нет на свете Свалки Идей, нет Центрального Хранилища, нет Острова Погибших Бестселлеров. Хорошие идеи рассказов приходят в буквальном смысле ниоткуда, падают прямо на голову с ясного неба: две совершенно отдельные мысли сцепляются вместе, и под солнцем возникает что-то новое. Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся».


«Не ждите прихода муза. Как я уже говорил, это тупоголовый мужик, не поддающийся творческому трепету».


«Ты можешь, ты должен, а если у тебя хватит храбрости начать – ты будешь».


Константин Паустовский «Золотая роза»


Поэтичные, написанные великолепным русским языком эссе одного из самых выдающихся отечественных авторов XX века посвящены искусству слова. Заметки о первом рассказе и богатствах родного языка, о собственном пути литератора и творчестве таких писателей, как Ги де Мопассана, Виктора Гюго, Ивана Бунина, Александра Блока и многих других; в конце концов, об искусстве видеть мир, о литературе и жизни – ибо одно неотделимо от другого.


«Сами писатели говорят о своей работе неохотно. Не только потому, что присущее писателю образное мышление плохо уживается с теоретическими выкладками, что трудно «поверить алгеброй гармонию», но еще и потому, что писатели, возможно, боятся попасть в положение сороконожки из старой басни. Сороконожка однажды задумалась над тем, в какой последовательности должна она двигать каждой из сорока ног, ничего не придумала, а бегать разучилась».


(эссе «Поэзия прозы»)


«Настоящая литература – как липовый цвет.


Часто нужно расстояние во времени, чтобы проверить и оценить ее силу и степень ее совершенства, чтобы почувствовать ее дыхание и неумирающую красоту».


(эссе «Словари»)


«Почти у каждого из писателей есть свой вдохновитель, свой добрый гений, обыкновенно тоже писатель.


Стоит прочесть хотя бы несколько строк из его книги – и тотчас же захочется писать самому. Как будто бродильный сок брызжет из некоторых книг, опьяняет нас, заражает и заставляет браться за перо».


(эссе «Как будто пустяки»)


10
1
315
Give Award

"Качели" молодежный журнал

Ежемесячный молодежный интернет-журнал, представляющий собой арт-площадку для молодых авторов, журналистов, фотографов, поэтов, художников. Здес…

Other author posts

Reading today

Ryfma
Ryfma is a social app for writers and readers. Publish books, stories, fanfics, poems and get paid for your work. The friendly and free way for fans to support your work for the price of a coffee
© 2024 Ryfma. All rights reserved 12+