·
7 min read
Слушать

Брахман и брахмадайтья

Жил некогда на свете очень бедный брахман.

Каждый день ходил он собирать подаяние.

Ему давали немного риса, они с женой варили его и ели с зеленью, которую собирали в поле.
Случилось так, что владельцем их деревни стал новый заминдар, и брахман надумал пойти к нему за подаянием.

Выбрал он подходящий день и пошел.

Заминдар как раз в это время расспрашивал слуг о деревне и ее жителях.

А слуги ему и говорят:
- Все у нас хорошо, да только одно мешает: стоит возле деревни большой баньян, на котором живут злые духи.

По ночам все боятся проходить мимо.

Как-то раз несколько деревенских парней отправились туда, а утром их нашли мертвыми.

С тех пор никто там ночью не ходит, хотя днем пастухи пасут скот неподалеку.
Выслушал заминдар все, что ему рассказали, и объявил:
- Тот смельчак, кто пойдет ночью к этому дереву, срежет с него ветку и принесет ее мне, получит в награду сто бигхов земли, свободной от налогов.
Никто из слуг помещика не решился на это.

Но брахман, услышав заманчивое предложение, подумал:

Я всегда хожу с пустым желудком, да и сейчас у меня подвело живот от голода.

Почему бы мне не попробовать?

Если удастся срезать ветку с баньяна, я получу сто бигхов земли и не буду ни от кого зависеть.

А терять мне нечего: смерть от голода ничем не лучше смерти от злых духов'.
Пошел брахман к помещику и сказал, что согласен рискнуть.

Помещик подтвердил свое обещание: если брахман принесет срезанную с этого дерева ветку, заминдар дарует ему сто бигхов свободной от налогов земли.
Когда весть об этом разнеслась по деревне, люди стали отговаривать брахмана от безумной затеи.
- Ты совершаешь большую глупость, - говорили они. - Демоны тебя, конечно, убьют.
Отговаривала его и жена, но брахман никого не хотел слушать.
- Мне так и так помирать, - отвечал он. – Если есть хоть малая надежда изменить мою несчастную жизнь, я попытаюсь это сделать.
И вот с наступлением темноты брахман направился к баньяну.

Возле деревни росло дерево-бокул.

От него до баньяна, убежища злых духов, было рукой подать.

Но уже возле бокула смелость стала изменять брахману, он весь задрожал от страха, и у него сильно забилось сердце.
Дерево-бокул было прибежищем некоего брахмадайтьи.

Увидел он брахмана и спрашивает:
- Что с тобой, брахман, почему ты так дрожишь?

Скажи, в чем дело, и я постараюсь тебе помочь.

Я - брахмадайтья.
- О благословенный дух, мне надо подойти вон к тому баньяну и срезать с него ветку: заминдар обещал мне за это сто бигхов свободной от налогов земли.

Если можешь, помоги мне, я буду тебе очень благодарен.
- Пойдем со мной, - сказал на это брахмадайтья.
Брахман, ободренный добрыми словами покровителя, которого, как он знал, побаивались другие духи, бесстрашно подошел к баньяну.

Но не успел он взяться за топор, как к нему кинулись сонмища духов, и, не будь рядом брахмадайтьи, они растерзали бы его на куски.
- Эй вы, духи! - закричал брахмадайтья. – Не трогайте этого бедняка-брахмана.

Пусть он срежет ветку, она ему очень нужна.

Такова моя воля!
- Да будет так, как ты велишь, брахмадайтья!

Мы готовы выполнить любое твое пожелание, - отвечали духи. - Не надо брахману трудиться, мы сами срубим для него ветку баньяна.
Не прошло и минуты, как духи вручили брахману толстую ветку баньяна, и он, не теряя времени, помчался к заминдару.

Собравшиеся у помещика гости были крайне удивлены, увидев брахмана с веткой в руках.
- Ну что же, - сказал он. - Завтра пойдем к баньяну и проверим: если эта ветка действительно срезана с того дерева, я выполню свое обещание.
На следующее утро заминдар со своей свитой пошел к убежищу духов - баньяну - и убедился, что ветка, принесенная брахманом, была действительно срезана с этого дерева.

Позвал он тогда писцов и велел подготовить дарственную о передаче брахману в вечное пользование ста бигхов свободной от налогов земли.
Так брахман разбогател за одну ночь.
На полях, полученных брахманом, уже созрел рис.

Пора было начинать жатву, но у брахмана не было денег, чтобы нанять жнецов.

Что делать?

Пошел он снова к брахмадайтье.
- О брахмадайтья!

Милостью твоею я стал владельцем большого поля со спелым рисом.

Помоги мне теперь убрать этот рис
- Не печалься об этом, брахман, - отвечал добрый дух. - Одолжи у жителей деревни на одну ночь сотню серпов, подготовь амбар для зерна и площадку для соломы.
Обрадовался брахман и побежал по деревне собирать серпы.

Деревенские жители уже знали, что он разбогател и охотно одолжили ему свои серпы.

Собрал он сотню серпов и сложил их под бокулом.

Потом пошел домой, прибрал место для зерна, расчистил площадку под солому, смазал ее навозом и лег спать.
Настала ночь.

Когда все жители деревни уснули, брахмадайтья позвал сто духов - обитателей баньяна и приказал:
- Мой друг брахман получил от заминдара сто бигхов земли с созревшим рисом.

Возьмите по серпу и  отправляйтесь в поле.

Каждый из вас должен сжать по одному бигху риса.

Потом принесите снопы к дому брахмана, обмолотите, ссыпьте зерно в отведенное место, а солому уложите в копны.

Идите, не теряйте времени, надо все сделать за одну ночь.
- Сделаем! - дружно ответили духи.
Брахмадайтья показал им дом брахмана, место для зерна и соломы, а потом повел их в поле, где золотился спелый рис.

Духи сразу же принялись за дело.

Вжик, вжик, вжик - заработали серпы.

Вмиг жатва была закончена, рис связан в снопы, доставлен к дому брахмана и тут же обмолочен, зерно ссыпано в амбар, а солома сложена в огромные копны.

Вся эта работа была закончена задолго до рассвета, и духи вернулись восвояси.
Не передать радости брахмана и его жены, когда наутро они открыли двери своего дома и увидели зерно и солому.

Поражены были и деревенские жители.

Не иначе как вмешались боги', - думали они.
Через несколько дней брахман снова пошел к бокулу и сказал брахмадайтье:
- О брахмадайтья, ты сделал мне столько добра!

Не откажи еще в одном благодеянии.

Боги были милостивы ко мне, и я хочу накормить тысячу брахманов.

Для такого угощения нужно много продуктов, но где их взять?
- Это дело благое, - отвечал брахмадайтья. – Я дам тебе все, что нужно, только укажи, куда это сложить.

И вот накануне назначенного дня кладовая в доме брахмана заполнилась кувшинами топленого масла, мешками муки и сахара, сотнями кувшинов молока, простокваши, творога и другой провизией.

За работу принялись сто поваров-брахманов и наготовили горы всевозможных сладостей.

Приглашенные брахманы сытно поели.

Сам хозяин, однако, есть не стал: он надеялся поесть вместе с брахмадайтьей.

Но тот, незримо присутствуя на обеде, сказал, что участвовать в трапезе не может: сделав доброе дело для брахмана, он закончил свое пребывание на земле, и боги уже прислали за ним пушпаку, чтобы забрать его на небо.
А брахман прожил долгую счастливую жизнь и вырастил много сыновей и внуков.

0
0
95
Give Award

Other author posts

Comments
You need to be signed in to write comments

Reading today

Послушай.
Волшебное зеркало и мех горностая
Мольба моя к тебе
Бодхисатва
Ryfma
Ryfma is a social app for writers and readers. Publish books, stories, fanfics, poems and get paid for your work. The friendly and free way for fans to support your work for the price of a coffee
© 2024 Ryfma. All rights reserved 12+