Это было давно-давно.
Нунак-ская община была богатая.
У нее была своя байдара, и из года в год ее охотники добывали много моржей, лахтаков, нерп, белух и белых медведей.
Всегда в общине был жир и была жизнь.
И жили в нунакской общине муж с женой и детьми.
Каждую ночь охотнику снился один и тот же сон - будто подходит к берегу кит, ляжет головой на треугольный камень, пустит фонтан и вместе с фонтаном выходит молодой парень в белой камлейке из моржовых кишок, поднимается к ним на сопку и заходит в землянку.
Он спросил жену:
- Скажи, сон - это или нет?
Кто к нам каждую ночь приходит?
Рассмеялась жена и сказала:
- Конечно, это сон!
А кит, каждую ночь и в самом деле подходил к берегу, пускал фонтаны, выходил молодец и шел в землянку, когда муж крепко спал.
Ну, - думает муж каждый день, - уж сегодня-то я узнаю, сон это или нет!' Но как только он услышит шум фонтана, так и нападает на него сон, как ни крепится, все же засыпает.
Однажды спросил у него сосед:
- Кто к тебе в землянку ходит?
Так, значит, это не сок!' - подумал охотник.
И однажды ночью он не пошел в свою землянку, а сел на камень у обрыва и слышит: подошел кит, пустил фонтан, вышел из кита молодец в белой камлейке и пошел к его землянке.
Схзатил охотник копье, подошел тихонько к камню, а кит спит, - еле-еле дышит.
Подкрался муж и ударил копьем в сердце кита.
А в землянке охнул молодец, схватился рукой за левый бок, кинулся вон из яранги и пропал из глаз.
Стала община кита резать и есть, а жена охотника отворачивается да нос зажимает.
И родила женщина не ребенка, а китенка.
- Были бы у нас дети, убил бы я китенка, - говорит муж, - но детей у нас нет, так пусть он будет нашим сыном.
Сделал муж большое корыто, налил морской воды, положил туда китенка, и стал он плавать там день и ночь.
Кормит его мать грудью и дикой картошкой.
Мало стало воды китенку.
Выкопал муж яму, налил туда воды и пустил китенка.
Мала стала яма - сделала община озеро для китенка.
Плавает он по озеру, играет, фонтанчики пускает.
Подошла осень, на озере образовалась кромка льда.
Говорят, люди матери - надо пустить китенка в море.
Жалко матери, но ничего не сделаешь.
Прикрепила она возле дыхала китенка разноцветную кисть из нерпичьих кишок, - когда китенок пускает фонтаны, кисть подымается и издалека видна.
Теперь-то его не убьют!' - думает она.
Положили китенка на моржовые шкуры и стащили в море.
Обрадовался он, плещется, играет, и издалека видно его разноцветную кисть в фонтане.
Ушли гренландские киты в теплые воды, ушли голубые киты, ушли кашалоты.
Ушел с ними и китенок.
Прошла зима.
Весной пришел китенок китом, привел с собой большую стаю.
Вылез он на треугольный камень и пустил фонтан.
Приподнялась разноцветная кисть, выбежала к нему мать, вышла вся община его встречать.
Каждое лето приходил он и приводил китов.
Плещутся, играют киты, охотится на них и добывает много мяса и жира нунакская община.
Завидно стало мумр-аковской общине, и поклялась она убить нунакского кита.
- Не ходи, сынок, к мумракскому берегу, там тебя убьют - держись нунакского берега! - говорит китенку мать.
Но прокрались темной ночью мумракские охотники и убили на треугольном камне спящего нунакского кита.
И ушли киты, и не стало жира, и не стало жизни.
И пошла вражда между нунакцами и мумракцами.
Стали они воевать, стали друг друга убивать.
Между Нунаком и Мумраком стоял Наукансккй поселок.
Как только началась война, науканская община старалась помирить врагов, но как только не удается охота у нунакцев - они идут войной на мумракцев.
Однажды нунакцы охотились на китов возле мум-ракского берега и, чтобы напиться горячей крови, - тогда еще не было чаю! - поехали домой.
Попадается им навстречу каюк, охотник выбежал на берег и стал дразнить и ругать нунакцев.
Пустил тугую стрелу ну-накец и ранил чужого охотника.
Испугались нунакцы, подъехали и убили раненого, - каюк камнем завалили, только отвязали моржовый пузырь от каюка и взяли с собой.
Мумракцы кинулись догонять нунакцев.
Науканцы пропустили мимо нунакцев, а мумракцев вернули домой.
Так они делали несколько раз: то вернут нунакцев, то мумракцев не пропустят.
Рассердились на науканцев обе общины и напали на них.
Но у тех была хорошая крепость, поселок стоял на крутой горе, - и отсиделись науканцы.
Услыхали нунакцы, что возле Мумрака много китов и что все мужчины на охоте.
Пошли нунакцы, убили всех мумракских женщин и детей.
Только одна старуха, которая ходила в тундре, целебную траву собирала, осталась в живых.
Видит она, что-то неладное, мимо проплывают байдары - одна, другая.
Из их поселка последние двое нунакцев к берегу бегут.
Заколдовала она их, - и остались они на месте.
Вернулись мумракцы с охоты, увидели, что наделали враги.
Кинулись в погоню за нунакцами,
А в Нунаке мужчин не было дома,
Убили всех мумракцы, забрали каменного бога, который высился в стойбище, и увезли домой.
Подкрались и нунакцы, когда не было мужчин в Му-мраке дома, забрали у них деревянного бога с каменным сердцем, которое упало с неба, и увезли домой.
Тут науканская община собрала всех нунакцев и мумракцев и сказала им:
- Вот вам двое прекрасных юношей - как солнечные лучи! - возьмите их, пусть они принесут вам мир!
И с тех пор не было войны между Нунаком и Мумраком, потому что породнились они.
И до сих пор стоит деревянный бог в поселке Мумрак, только каменного сердца, которое упало с неба, у него уж нет, осталось только одно дерево.