Ажвейпш, или как его еще называют - Ажвейпшаа - повелитель лесов и гор, зверей и птиц; он покровитель охоты.
У Ажвейпша семья: женатый сын по имени Иуана, вечно юные дочери-красавицы; есть у него еще верный слуга - быстроногий Швакваз.
Ажвейпш, хотя и седобородый, но еще крепкий старик.
Все звери составляют его стадо; он пасет его, как хороший пастух, доит самок и распределяет между охотниками дичь.
Им достаются лишь те животные, которых съел Ажвейпш, а остальные звери из стада Ажвейпша для охотников невидимы и потому недоступны.
Только дичь, съеденная и воскрешенная Ажвейпшем, попадается на глаза охотникам, и они могут её бить.
У Ажвейпша есть свои пастухи.
Это - белые звери; они пасут других зверей.
Охотники не убивают белых зверей, потому что знают: за это Ажвейпш их накажет - не даст больше дичи.
Однажды случилось так, что какой-то охотник нечаянно застрелил белого козленка, и вдруг откуда-то раздался плачущий девичий голос:
Мама, мама, моего козленка убили!' Это был голос дочери Ажвейпша.
С тех пор тот охотник не знал-удачи.
Сколько бы он ни бродил по горам и лесам, ему на глаза не попадалось никакой дичи.
Так наказывает Ажвейпш.
Со временем владыка зверей и покровитель охоты одряхлел и оглох, поэтому с ним стали разговаривать громко.
Дичь между охотниками, по указанию Ажвейпша, распределяет его слуга Швакваз.
Он тоже, как и его господин, постарел и немного стал туговат на ухо.
Ажвейпш справедлив и добр.
Он хочет распределить дичь всем охотникам поровну.
Бывает так, что он скажет:
Давай тем, кому не давал!' А Шваквазу слышится:
Давай тем, кому давал!' Вот и получается так, что Швакваз дает дичь не тому, кому следовало бы.
Оттого некоторые охотники всегда удачливы, а иные ничего не могут добыть.
Единственным человеком, которому удалось видеть Ажвейпша, был герой-охотник Акун-ипа Хатажуква.
А случилось это так.
Однажды Акун-ипа Хатажуква с товарищами отправился в а охоту.
В пути он отбился от них и забрел в густую чащу леса.
Вдруг на него набежал олень.
Охотник выстрелил в него и попал в бок, но не убил, а только ранил.
Олень скрылся в зарослях.
Акун-ипа Хатажуква пошел за ним по следам.
Долго он прослеживал раненого оленя и к вечеру подошел к поляне, на которой увидел большое стадо оленей, туров, серн.
Красивый седой старик в конусообразной войлочной шапке доил одну из олених.
Старик заметил охотника и окликнул его:
- Добро пожаловать!
Зайди ко мне в дом.
Я пока не могу отойти от стада, а то оно разбредется.
Охотник смекнул, что это был сам Ажвейпш.
Дом был небольшой, но построен из меди.
Акун-ипа Хатажуква вошел в него.
Подоив стадо,
Ажвейпш и Швакваз внесли в
Асура - пристройка к дому для хозяйственных надобностей) большой медный котел с молоком.
- Охотник, ты устал и проголодался,- сказал владыка.- Садись и поешь.
Ажвейпш подал гостю ахарцвы
Ахарцвы - мацони (кислое молоко)) Акун-ипа Хатажуква съел три ложки и почувствовал, что сыт.
Затем Ажвейпш выбрал из своего стада и зарезал того самого оленя, которого подстрелил охотник.
Сварили мясо.
Хозяин подал гостю лопатку.
Хатажуква вынул свой нож, отрезал от лопатки три ломтика мяса и съел, а затем незаметно воткнул свой нож между мясом и костью лопатки.
После еды Ажвейпш собрал кости оленя и остатки мяса, сложил их в шкуру и ударил плеткой.
В мгновение ока олень ожил, вскочил и присоединился к стаду.
Акун-ипа переночевал в доме Ажвейпша, а утром, съев три ложки ахарцвы и насытившись вдоволь, поблагодарил гостеприимного хозяина и отправился в путь.
В лесу он встретил оленя и убил его.
Скоро Акун-ипа Хатажуква нашел своих товарищей.
Они ждали его на охотничьей полянке.
Принесли оленя, освежевали его и сварили мясо.
Каждому досталось по большому куску.
Акун-ипа взял себе лопатку.
Стал он обрезать с неё мясо, и вдруг обнаружил свой нож.
Товарищи очень удивились: как попал в тело оленя нож Акун-ипа Тогда отважный охотник рассказал о том, как побывал в гостях у Ажвейпша и как воткнул свой нож между мясом и костью лопатки оленя.
Вот видите,- сказал в заключение Акун-ипа,- наш великий золотой князь Ажвейпш посылает нам только тех животных, которых он зарезал сам, съел с родичами или гостями, а потом оживил для нас, простых смертных!