·
12 min read
Слушать

Рецензия часть 2

Рецензия часть 2

Сегодня в 17:11 - Сергей Чернец

И мы решили немного над ним поработать, придать художественности и сделать сухой текст более приемлемым для чтения. Посмотрите сами: диалоги расцвечены маленькими авторскими пояснениями. Где происходит событие, в какой обстановке, добавлено природоописание. Маленько поработать и весь ваш дальнейший текст будет приятен для восприятия читателем.

Вот наш текст, который получился, и который вы можете сравнить со своим:

В дальнюю дорогу. По утренней росе.

Погожей осенней порой, в «бабье лето», когда среди серых облаков часто показывается солнце, всей деревней провожали детей в дальнюю дорогу, - их отправляли в детский дом. Небольшая деревенька, затерянная среди полей и лесов, стояла на песчаном пригорке-холме в один длинный ряд домов, разделенных улицей. И во дворе третьего, от начала деревни, дома, где стояла телега с постеленным на ней сеном, с раннего утра шли хлопоты.

Хлопотала Листий (Лстий), хозяйка дома, небольшого роста худенькая молодая девушка, в постоянном переднике одетом поверх платья. Она насушила мясо, в холщевом мешочке, напекла уже ночью хлеба, булочек, завернула всё это в чистое полотенце и положила в сено на телеге, чтобы горячее было, не остыло. Ведь дорога была дальняя, трудная, песчаная. Даже лошадь тянула с трудом телегу по мягкому песку, а уж ноги проходящих людей как утопали в мягком песке дороги, особенно когда взбирались, поднимались на холмы.

Среди провожающих запомнился одноногий Чемыр и семнадцатилетний парень Миклай из соседнего дома. Чемыр, пожилой с седой бородкой и с палочкой, веселый обычно дед, был грустный в то утро, ему предстояло везти детей на телеге, и он провожал детей своего брата Арслана.

Чемыр потерял ногу на войне. Они, три брата, вместе воевали под Ленинградом. В бою ранило старшего Эвакима. Младший Арслан нёс брата трое суток на себе. У деревни Заборье Эваким погиб. Чемыр тоже был ранен, потерял много крови. В госпитале ему ампутировали ногу. Потом Чемыра комиссовали, и он вернулся домой на костылях.

И кому, как не ему, Чемыру, провожать детей Арслана в детский дом? Арслан пропал без вести на войне – так было в повестке написано. Он, после ранения Чемыра, еще полтора года воевал в той же воинской части, до января 1944 года. Воевал за Ленинград и за Кенигсберг. Узнали об Арслане подробности из соседнего села. Как-то выпивший Филипп (Выльып) из Шор-Уньжи рассказал своему сыну (видно совесть не давала ему покоя): «Под Кенигсбергом шел сильный бой, многие погибли. Арслан был контужен, ранен в зоб, не мог двигаться, кричал от боли…. Мы были в окружении, немцы приближались. Я сумел выбраться, спастись. Арслан там, в лесу, остался один…».

_________________________

Четыре месяца ждали путевки в детский дом, документы в сельсовет еще весной ходили оформлять. А дети жили у старшего брата отца, у дяди Ветки. Жить было трудно…, всякое бывало за эти четыре месяца…. Дядя Ветка сам жил бедно, - трое детей жили без матери, которая умерла пять лет назад. Старшей дочери дяди Ветки, Листий (Лстий), приходилось заботиться обо всех: и о брате Шумате и сестре Элике, да ещё «эти» - Роза с Риммой. Но, хоть и двоюродные сёстры – всё же свои, родные.

Дядя Ветка был хозяйственный крестьянин и не вступал в колхоз, был единоличником. А за это его «раскулачили» - увели из хлева быка, лошадь, забрали половину хозяйства – и плуг и борону. Потом и корову последнюю увели. Хотя представители местной власти видели детей у дяди Ветки, и можно было корову оставить. Но они ни перед чем не останавливались: «Корову. Оставьте корову, детям нужно молоко…», - плакала и просила Лстий у мужчины из комитета, который командовал угонщиками скотины. Со всей деревни собрали тогда скотину и увели в район, в «колхоз», «государству».

А когда у Розы с Риммой умерла мать, на следующий же день, после похорон матери, пришли и увели корову и овец, кроме одной, со двора осиротевших сестер. Пустой дом закрыли на замок. Овцу им оставили на мясо, на «прокорм». Так пошли сёстры с овцой к дяде Ветке, дожидаться отправки в детдом.

______________________

Вот и настал тот день. Утро обещало хорошую погоду: над лесом, через поле у деревни, поднималось солнышко, и в светло-синем небе было уже мало облаков, они будто ушли вместе с ночью. Ночной туман осел обильной росой на листья деревьев и на траве, и капли росы сверкали под лучами солнечного света так, как будто дождик прошел и намочил всё вокруг. Такая обильная роса бывает прохладными утрами осени.

Провожали все соседи.

«Ой, мамочки, сиротинушки, маленькие какие!» - плакала Клавдия-соседка, и наставляла – «Ты уж, Чемыр, присматривай за девочками, дорога лесная, лошадь-то молодая, боится машины».

«Нас двое, всё будет хорошо», - успокаивает Клавдию Чемыр.

К детям, сидящим в телеге, подбежал Шумат, друг Розы. Застенчиво улыбаясь, он протянул Розе руку, и, прощаясь, сказал шепотом: «Пишите, приезжайте, может отпустят».

Шумат был старше Розы всего-то на полгода. С ним Роза пошла в первый класс Шор-Уньжинской школы. Ей ещё не было семи лет. Сидела она на скамейке перед домом, любовалась восходом солнца. Оно багровое-багровое, огромное. И видит Роза: важно проходит мимо колодца на улице Шумат, в новой холщевой белой рубашке, в новых лаптях, а в сумке тетрадка и карандаш.

- Шумат, ты куда идешь? – спрашивает Роза.

- В школу – задиристо и гордо отвечает Шумат.

- И я пойду с тобой – с вызовом заявляет Роза.

- Пошли. – без энтузиазма говорит Шумат, и добавляет уже снова гордым тоном, - Ты же босиком, лохматая. Расчешись. Тебя такую в школу не примут! –

Но Роза пошла, и её приняли…. А мама не заметила, как Роза пошла в школу без тетради, ручки. Долго мама не знала, что её дочь – ученица.

С детьми прощались земляки, друзья: Идрис, Яштвий, и Кечырна, дочь Эвакима, а также соседи: Максим и Василий.

Лстий поправила на Розе новенький платок мамы, сандали, которые купил Розе с Риммой дядя Ветка перед отъездом. Наконец, лошади тронулись, дети покачнулись в телеге, так быстро побежала дошадь. Лстий, женщины и дети бежали вслед до края деревни. Вскоре деревня осталась далеко позади, крайние дома скрылись за деревьями, начался лес, и началась та самая песчаная дорога, долгая дорога….

Ехали они долго через смешанные леса, в которых березки перемежались с высокими соснами, в низинах были заболоченные участки, где колёса телеги утопали в жиже размокшей дороги. А когда выехали на простор полей проезжали Сернур, красивое Село на фоне смешанного леса. Сейчас Роза знала, что здесь, в Сернуре когда-то жил, писал свои стихи известный поэт Николай Заболоцкий.

А впереди их ждал посёлок Мари-Сола, от Сернура до него двенадцать километров. Здесь был первый их детский дом.

Долго сидели в телеге у ворот детдома Чемыр и Николай (Миклай, тот семнадцатилетний сосед): они ждали, чтобы с нами проститься. Простившись, дети пошли с воспитателями в детдом насовсем.

Там их накормили и переодели. Розе оставили мамин красивый платок и сандалии. В детдоме было хорошо. Нравились все дети, живущие там, воспитатели, нравился директор, строгий, сухой, как казалось Розе, - на его лице она ни разу не видела улыбки.

Детский дом находился в центре поселка. Тут улица была асфальтированная, и девочки часто играли в «классики» у ворот детского дома. Однажды они увидели нечто необычное. Перед заброшенной, разрушенной церковью остановилась женщина в черном шобуре (матерчатом халате) и белом платке. Она положила перед собой большой сверток и стала молиться, крестясь и кланяясь. Девочки перестали играть, всё их внимание обращено было на эту женщину. Но она, вскоре, быстро ушла, почти убежала, оставив сверток на ступенях крыльца Церкви, на паперти, и ни разу не оглянулась. А оставленный ею сверток, вдруг, зашевелился. Девочки, конечно же, подбежали к нему, - развернули, а там – спящий ребёнок. Он проснулся, но перед ним не было мамы, и он заплакал. В детдоме были такие же дети, оставшиеся без мамы и папы, и все девочки сочувственно заплакали тогда. Подняли, они, взяли, брошенного, завернутого в старый шобур ребёнка, и принесли в детский дом. Принесли ребёнка на второй этаж, к директору. Он, как раз, был в кабинете.

- Что ещё придумали? Сколько раз я вам говорил, чтобы без стука ко мне не врывались. -

Тут находка девочек стала проявлять своё недовольство.

- А-а-а, к маме, к маме! – запищал детский голос.

- Что такое? Кого принесли? – спросил директор.

- Мы эту девочку нашли у Церкви, её бросила тётенька, - сказала Роза.

Из свертка выпала бумажка. Директор подобрал записку и стал читать….

Неизвестно что там было написано. Только все девочки догадались, что мать назвала имя и фамилию своей дочери – Розы Тойбахтиной. Она стала жить у них в детском доме.

Маленькая трёхлетняя Роза бегала и резвилась, как и её ровесники в младшей группе: Галя Петрова, Римма Бойкова…. За ними следили старшие ребята: Катя Меркушева, коля Смирнов…, воспитательниц не хватало, и старшие всегда помогали. Каждое утро они из комнаты малышей выносили матрасы, сушили их до сна.

Римма Бойкова была из Ленинграда. Папа у неё погиб на войне, мама умерла в блокадном голодном Ленинграде, она эвакуированная, оказалась далеко от родного города в дружной семье детей, похожих судьбой и одеждой.

Разные дети жили в детдомах наших. Дети, выросшие в детдомах очень похожи, у них одинаковые привычки: детдомовца сразу узнаешь: схожее поведение, они независимые, свободные, бойкие….

Конец.

Еще что очень важно было бы, нужно исправить – это характеристики героев их описание. Мы не знаем, какими были герои, если рассказ-мемуары написаны только для ваших знакомых и только для ваших друзей, - тогда всё понятно. Все (и то может не все) ваши друзья знают, какой был тот самый Чемыр: может он был толстый и квадратный старикашка, а может наоборот худой или седой с бедной бородой? А тот мальчик семнадцатилетний – он был очкарик малорослый или это тоже толстый увалень под два метра ростом. Конечно, друзья знают, каким был мальчик Шумат – он был высокий такой и худой-худой, как спичка! – а? Или нет. Какой был директор вашего детдома – этот суровый дядька широкий в плечах как Шварценегер?

Если написано для моих друзей, то как можно назвать рассказ-мемуары, воспоминания – художественным произведением для всех? Сотни непонятного тут. Ничего непонятно, куда они ехали, по какой дороге, по лесу или по полям? Дождик был по дороге? А солнышко светило? Может туча закрывала всё небо? Вот тем и отличается Художественное произведение от письма моим близким, - что оно для всех и все люди могут его понять!

Сегодня в мире цифровых технологий, даже компьютер может писать стихи, а недавно компьютер написал художественное произведение: рассказ на заданную тему! Вот до чего дошла наука. Всем известно, что и писатели современности прибегают к помощи компьютера. Работают люди, талантливые писатели, на других писателей и желающих стать таковыми. Известная Донцова «пишет», выпускает (как фабрика) много книжек, каждый месяц по две штуки. На неё работают другие писатели по 5 и более человек. Это так называемые копирайтеры – «рабы писательские», и они не стесняются этой работы. Заказывает она, Донцова, встрече на вокзале двух человек: дама блондинка, умная, с молодым человеком и нужно описать их знакомство и так далее. Копирайтер, «раб-писатель» делает описание: природы погоды, приезд поезда, разговоры людей на вокзале людном и случайную встречу блондинки с усатеньким пареньком. За эту сценку на определенном количестве страниц – Донцова платит копирайтеру 200 долларов, и вставляет эту сценку в свою новую книжечку, которая потом будет продаваться во всех киосках на вокзалах, и её будут покупать. Так собирая описания всех нужных событий от «рабов-писателей» составляя книжечки свои Донцова процветает!

Такой у нас век! Что работа писателя обесценилась. А художественных произведений не стало совсем. Многие сегодня пишут о событиях своей жизни: «я ходила воровать яблоки по соседним садам в деревне, потом пошла по берегу и поскользнулась и упала в воду, а меня вытащила подружка – она меня спасла и она герой» - вот такие тексты мне приходилось видеть тут на прозе ру. И это считается – «художественное» произведение, а автора приняли в ООО Союз – и она уже считает себя писателем! Ужас современной жизни. Интересно, когда это «она» ходила за яблоками? Весной или всё же осенью? Когда это упала она? – дождик был? Или стояла адская жара? Таких перлов можно найти тысячи! А наше ООО РСП – это организация с ограниченной ответственностью, что не понятного! Она – ООО – никакой ответственности не несет. Тут редакторов нет! Свобода слова у нас!! Мы рады, конечно, всякой свободе, но работать надо и надо учиться работать со словом, не только правду и точность соблюдать в своих текстах, но и словесный поток чуши не нести нашим читателям! Потому что раньше, при жесточайшей цензуре, писатели умели выдавать Художественные произведения. Многие даже поплатились жизнью: Зощенко и другие. И при СССР чтобы вступить в Союз Писателей было нужно: издать через редакцию, а значит через цензуру две своих книжки. А кроме того иметь публикации в периодической печати и иметь критические отзывы на свои публикации. Сейчас всё исчезло. И «писателей» у нас много так, что интернет не выдерживает. И это очень нехорошо. Талант есть у многих, может у половины тех 200 тысяч что пишут на сайт Проза.ру, но работать никто не умеет, а учиться не желают. Жаль. Ведь все знают знаменитую фразу: что 90% работа и только 10% талант – тогда только может появиться настоящее произведение искусства, чем и является Художественный рассказ, повесть или роман!

Источник: http://parnasse.ru/prose/essay/literarycriticism/recenzija-chast-2.html

0
0
161
Give Award

Sergiy Chernec

Пишу рассказы маленькие, в стиле Чехова, просторечие видно сразу.

Other author posts

Comments
You need to be signed in to write comments

Reading today

Проклятье
Не оборачивайся назад. Часть 2
Ryfma
Ryfma is a social app for writers and readers. Publish books, stories, fanfics, poems and get paid for your work. The friendly and free way for fans to support your work for the price of a coffee
© 2024 Ryfma. All rights reserved 12+