·
7 min read
Слушать

Откуда что взялось

Когда я начал писать?

Правильнее было бы спросить: "Когда я начал сочинять?" - писать тогда я ещё не умел. Вот вам и ответ.

Первое действительно записанное стихотворение появилось где-то на рубеже между дошколой и школой. Оно, к великому сожалению моему, не сохранилось, но я хорошо помню, что речь там шла о синем небе и о самолёте, который весело летит над горами, над полями и - почему-то - над ""елугами"". Что это за ""елуги"" такие, я и сейчас не знаю, но для слога и рифмы нужны были именно они, и я вписал их, нисколько не сомневаясь в их правильности. А почему бы и нет? Ведь даже Пушкин позволял себе такие выкрутасы!

Как видите, скромности мне - уже тогда! - было не занимать. Да и немного погодя, стоя у доски, я безбожно перевирал бессмертные строки, и любимая учительница словесности, глядя на меня без особого восторга, выводила жирного ""гуся"" в журнале и приговаривала, что, мол, лучше Пушкина всё равно не напишешь, я держал фигу в кармане и про себя думал: ""Ну, это мы ещё посмотрим!""

Вот так-то!

Даже в более зрелом возрасте, в конце школы, я ещё был уверен, что мне уготовано великое будущее, да так прямо и писал:

Выходит, мне - одна дорога

(Такие карты нечем крыть!):

До междусветного порога

Себе бессмертие творить!

Со временем это, конечно, прошло. И жаль.

Систематически записывать стихи я начал в 1961 году, после того, как однажды нашёл в томике ""Кобзаря"" Тараса Шевченко тетрадку стихов моего отца. Естественно, я тут же завёл себе такую же и записал в неё всё, что к тому времени запомнилось - четыре стишка, которые и сейчас открывают мою первую тетрадь. Уже потом туда записались стихи 1961-го, а может и начала 1962 годов, книжечка эта - тоже к моему великому сожалению - не сохранилась.

Когда книжечка закончилась, все стихи из неё были переписаны в общую тетрадь, снабжены названием и эпиграфом и с тех пор записываются в такие же тетради, высокопарно названные ""собранием сочинений"". Впрочем, это так и есть. А что же это, если не собрание сочинений?

О чём я пишу?

Да обо всём! Почти, как Абай - что вижу, то пою. Личные переживания и чувства, правда, преобладают. А в остальном размах тем у меня достаточно широк - от космических высот и глубин души человеческой до полуподвального смрада пивных и притонов. Правда, в душе я большой романтик и оптимист, и даже эти полуподвалы не могу описывать с надлежащими им горечью и цинизмом.

В общем-то, выбор тем и - главное! - качество выполнения во многом зависит от моего настроения: многие стихи уже после беловой записи переделываются, когда настроение больше соответствует их теме, чем непосредственно при написании.

А темы действительно невероятно различны: здесь и откровения души, и вечная тема любви, и посвящения друзьям, и размышления о жизни вообще и своей жизни в частности, и полушутливые стихи-��ассказы, и едкие - я надеюсь - сатиры-басни, и даже парродии, и уж ни в какие ворота не влезающие опусы О. Радибоги.

Кстати, откуда он взялся, этот самый О. Радибога?

Когда-то давно уже, в незабвенные первокурсовские времена, была у нас добрая подруга и сокурсница, Мариам Беруль, Мара, которую неизвестно каким ветром занесло на стройфак, эдакое существо, фантастически, просто гротескно маленькое, фантастически говорливое и фантастически претендующее на мировое господство,а за невозможностью последнего - на верховодство над нами, то есть сокурсниками.

Мы этому особо не противились, понимали, что это бесполезно, хотя и незлобливо подшучивали над ней со студенческими непосредственностью и ехидством.

Так вот, как-то в порыве творческого подъёма во время её очередного заскока написал я такой стишок:

Малютка Мара - чудо ангел,

Небесной розы лепесток,

Её глаза, как бриллианты,

И в каждом - дивный огонёк,

И голосок её порою

Бывает сладок, словно мёд!

Попробуй я сказать другое -

Она мне голову сорвёт!

и подписался: ""О, ради Бога, автор неизвестен!""

Стишок имел столь бурный успех у его прототипа, что описывать его я не буду, ибо не очень помню на почве огромных телесных (в основном на голове) повреждений, хотя, в общем-то, и был явным плагиатом: тему и две последние строки я слямзил в ""Крокодиле"".

Подпись под стишком мне настолько понравилась, что я слил два слова в одно - Радибога -, потом как-то и буква О. превратилась в имя - Олесь - и в последующем я стал ставить этот псевдоним под всякими эдакими опусами.

Как я пишу?

Честное слово, не знаю. Просто появляется мысль, как правило, строчка или даже целое четверостишие. Потом оказывается, что эта строчка созвучна какой-то теме, и постепенно она обрастает со всех сторон другими строчками. Так появляется стихотворение.

Если стихотворение мне нравится, я его переписываю в тетрадь, если не очень - случается и такое - откладываю до лучших дней, переделываю или доделываю, а уж потом записываю. Но и это ещё не всё. Наиболее понравившиеся мне стихи переделываются и доделываются бесконечно. При этом они, бывает, во многом теряют, но это уже издержки.

Иногда тетради под руками не оказывается и некоторые стихи теряются безвозвратно. Их искренно жаль.

Что надо для того, чтобы писать?

На мой взгляд - три совершенно необходимые посылки: желание, время и уедирерие. Без этого стихи не получаются никогда.

Желание у меня есть почти всегда, время бывает довольно часто, а вот насчет уединения...

В нашем мире на каждом квадратном километре живут в среднем тридцать человек, а в Союзе - так вообще одиннадцать. Если равномерно расставить - по триста метров друг от друга получится, чтобы услышать друг друга - кричать во всю глотку надо. А вот одному редко оставаться приходится. Поэтому и стихов не так уж много. И пишутся они запоями - дорвался, отписался вволю, пока не заклинит.

Почему я не печатаюсь?

Честно говоря, боязно выносить свои детища на общий суд: как ещё воспримут?! Да и есть такая тайная мыслишка, что пока для себя пишешь да для ближайшего круга - одно выкладываешь, а для всех, да ещё не бесплатно - совсем другое пойдёт! Да и как-то не по себе становится - вроде как часть себя продавать собираешься.

По юному нахальству посылал я свои опусы в разные газеты да журналы, но тогда меня не поняли и не приняли. А теперь всё это вроде и ни к чему.

Ну и потом...

В наши дни чтобы печататься, надо иметь либо имя, либо протекцию. Ни того, ни другого у меня нет. Правда, говорят - нужен ещё и талант. Но это - говорят. Да и сомневаюсь я: талант ли у меня? Не графоманство ли? Правда, графоманы пишут гораздо больше и редакции бомбят постоянно. У меня - не так.

Пишу ли я сейчас?

Да, вроде бы, пишу. И прекращать пока не собираюсь. Были бы три названные качества почаще вместе. Много задумок на будущее, даже на пару больших поэм. Много в мире всякой дряни, много накипело в душе, всё это хочется выразить. Да не просто выразить, а так, чтобы всех задело. И хороших, и не очень, и мерзость всякую. Чтобы всем жилось чище и лучше. Всем.

Представляя свои творения на высокий суд друзей, уверен: лучше Вас, други мои, меня никто не знает (даже и сам я, пожалуй) и объективнее Вас никто не рассудит.

С у д и т е!

Всегда Ваш В. Игнатиков

Следует учесть, что писалось это в середине восьмидесятых и все цифры относятся к тому времени.

0
0
253
Give Award

Виктор Игнатиков

Поэт, писатель, самоучка, учился у лучших классиков в своих жанрах. Лауреат Ташкентского смотра юных талантов а 1965 году, лауреат Ташкентского …

Other author posts

Comments
You need to be signed in to write comments

Reading today

Фауст краткое содержание
Оползень настроения
Ryfma
Ryfma is a social app for writers and readers. Publish books, stories, fanfics, poems and get paid for your work. The friendly and free way for fans to support your work for the price of a coffee
© 2024 Ryfma. All rights reserved 12+