Зависть
По-моему, в творчестве, как и в других областях жизни, имеется один неискоренимый порок, движущий людьми — зависть. Но это только наше моральное сознание воспринимает ее пороком, тогда как в действительности она является глубинным стимулом всякой деятельности человека. Не завидуя тем, кто стоит выше тебе, мы не стремимся вперед, и мы всегда должны кого-то превзойти, обогнать и перегнать. Вот и наш Казахстан всех "обгоняет". И думает, что когда никого не останется, кого уже не нужно обгонять, тогда он достигнет цели и осчастливит всех своих граждан. Но пока он кого-то догоняет и кого-то обгоняет. Ведь когда говорят, ""конкурируйте"", ""соревнуйтесь"", обгоняйте и перегоняйте, то это значит: побивайте друг друга, обгоняйте, давите и выходите вперед и станьте первым. Вперед, и только вперед, воспринимая всех сзади или спереди. И всю жизнь человек так идет только вперед. И для чего? Он еще не знает. Вот и в творчестве каждый руководствуется этим красивым понятием ""конкуренция"" и самые сильные в конце концов становятся звездой, героями и еще бог знает кем. А в переводе на наш обычный язык она и оказывается просто завистью. Вот мы и завидуем. Завидуем, бывает, и дико, злобно, завидуем тихо, молча.
Эту глубокую черту капитализм в людях воспитывал веками. И засчет нее добивался всех своих успехов. И сегодня, выдвинув вперед ""личный успех"", добивается не хуже своих предшественников. Что значит конкурируйте? Это значит всегда кому-то противостоять и всегда порождать своих противников, идя вперед, завидуя всем. И мы воспитаны на этом. И поскольку мы воспитаны, то есть впитали все это вместе с молоком своей матери, то относиться критически к ней мы не в состоянии, а просто живем, завидуя другим. И интересно здесь то, что мы завистниками называем только других, но никак не себя, а себя воображаем так, будто для нас она чужда. Зависть ведь — аморальное понятие.
И знаете, когда я стал освобождаться от этого страшного порока и исправляться? Когда я стал замечать в себе его. Я как-то стал задумываться. И я как-то раз спросил у своей жены: ты завидуешь кому-нибудь, ну, например, своему директору? А она говорить, а зачем мне ей завидовать, я такой жизни никому не желаю и лучше буду жить спокойно, никому ничего не причиняя. Нашему директору все только в глаза улыбаются, а за глаза ее поносят на чем свет стоит. И как я буду жить с этой ненавистью в душе. А наш директор никогда не знала покоя и печется по всякому поводу. У нее давно истощились нервы. Я не унимался и спросил еще, может быть, ты нашему акиму завидуешь? Ну, например, когда там работала? Не дай бог, говорит она, мне гораздо удобнее в своем контейнере. В тот день она на все мои вопросы отвечала так, будто ее ответ был заранее заготовлен. Да как же ты тогда живешь на свете, никуда не стремишься и никого не желаешь обгонять? Ты завидуешь кому-нибудь хотя бы на базаре. Нет, отвечает она мне упрямо. Недавно там умер один коммерсант от приступа сердца. А жена плакала и, заливаясь слезами, говорит: он хотел всех превзойти на базаре и был ненасытен. И вот наконец успокоился.
Вот с того дня я стал исправляться и каждый раз, когда в моей душе возникало что-либо похожее на зависть, я сразу стал отчитывать себя и находил сотни доводов, чтобы опровергать самого себя. И к этому потом я привык. И я выработал в себе такое отношение. И я в этом добился много успехов. Прежде всего стал спокойным и уравновешенным. Потом я стал более пытливо вглядываться в лица людей. И мне становилось просто жалко их, завидующих друг другу. Потом я вообще перестал и презирать завистников. Не завидуйте никому. Помните, высше всех нас стоит только Бог. И стремиться надо к божественному и звать к нему всех. Современный мир создал иерархию и в исламе и в неисламской религии, и построены они на этой же зависти, нарушив первоначальное равенство, присущее и христианским общинам и исламу. Между тем, основатель мусульманства пророк Мухаммед на первое место ставил знание и полное равенство распространял в Коране — великое учение, предполагавшее грамотность каждого месульмана, свод законов, по которым учились и жили люди. А заучить просто арабские тексты, содержание которых очень глубокие и отражают стремления тех времен, для совренного ислама уже не имеет никокого значения. Современный же мир, построенный на деньгах, по глубине познания, далеко отстал от мира древних арабов и все и все променял на деньги и вместе знания упорно насаждают невежество, так как она совершенно не знает человека.. Что человеческого содержит, например теория ""личного успеха""? Войну людей друг с другом.Тем самым она расплодила завистников, презирающих друг друга. И на этом основании эта система обречена. А на чем построена высшая фаза, утверждаюшая развитие каждого человека. если она развивается на стремлении каждого к самосовершенствованию, где знание снова станет первой необходимостью? Было бы наивно думать, что она стремится к высокой экономике и материальному развитию каждого, где на первом месте стоит проблены рспределения продуктов производства?.. Величакйший мыслитель 19-того века К. Маркс остается величайшим и сегодня, так как глубиной анализа до сих пор еще его никто превзошел, так как он, Фридрих Энгелсь и В. И. Ленин остались единственными, кто жил будущим и предвидел крах капиталистической системы — общества завистников.
Источник: http://parnasse.ru/prose/essay/philosophyprose/zavist-304636.html