Пьеса «Дядя Ваня» Чехова была написана в 1896 году. Первоначально произведение называлось «Леший», однако результат не устроил автора, и он внес значительные изменения в рассказ о русской интеллигенции. Так появилась знаменитая драма «Дядя Ваня», в которой Антон Павлович мастерски расставил акценты на нравственных и социальных проблемах российского общества.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Дядя Ваня» по действиям, которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Войницкий Иван Петрович (дядя Ваня) – умный, глубоко порядочный человек, способный на жертвы ради других, опекун Сони.
Серебряков Александр Владимирович – ученый, профессор в отставке, эгоистичный, капризный, брюзгливый мужчина.
Астров Михаил Львович – доктор, талантливый, мыслящий человек, переживающий за свою страну, народ.
Софья Александровна (Соня) – дочь Серебрякова от первого брака, умная, практичная, жертвенная девушка.
Елена Андреевна – молодая супруга Серебрякова, умная, красивая, но совершенно ленивая, праздная женщина.
Другие персонажи
Телегин Илья Ильич – разорившийся помещик, крестный Сони, глубоко несчастный в личной жизни человек.
Марина – старая нянюшка, добрая, ласковая, милосердная женщина.
Краткое содержание
Действие первое
В усадьбе Александра Васильевича Серебрякова за чашкой чая беседуют старая нянюшка Марина и врач, Михаил Львович Астров. Они припоминают, сколько времени уже знакомы друг с другом, и доктор сокрушается, что за эти «десять лет другим человеком стал»: постарел, стал менее чувствительным, пристрастился к водке. Он жалуется своей внимательной слушательнице, что «от утра до ночи все на ногах», без единого выходного, окружающая его «жизнь скучна, глупа, грязна», и он утратил смысл своего существования.
Выходит Войницкий, и рассказывает, что с приездом профессора Серебрякова их привычный уклад изменился не лучшим образом. Теперь вся семья вынуждена подстраиваться под ученого, у которого совершенно нет никакого режима.
Войницкий продолжает обсуждать своего родственника, который переселился в именье первой жены только потому, что жить в городе ему не по карману. Профессор уже четверть века «пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Он «вечно жалуется на свои несчастья» и многочисленные болезни, но при этом пользуется большим успехом у женщин.
Войницкий вспоминает, что его сестра, покойная супруга Серебрякова, любила мужа больше жизни, а «его вторая жена, красавица, умница» – добровольно «отдала ему молодость, красоту, свободу, свой блеск».
К разговору о супружеской верности присоединяется Телегин, чья жена сбежала от него на следующий день после свадьбы. Он до сих пор любит ее, и помогает финансово ей и ее детям, которых она прижила от другого мужчины.
Астров остается на ночлег в имении, и в разговоре затрагивает свою любимую тему – сохранение лесов и приумножение природных богатств. Соня рассказывает, что «Михаил Львович каждый год сажает новые леса», и даже получил за это медаль и грамоту.
Елена Андреевна замечает, что девушка влюблена в интересного доктора. Войницкий признается Елене Андреевне в любви, и просит не отвергать его.
Действие второе
Серебряков утомляет свою молодую супругу жалобами на свой возраст и слабое здоровье. Он говорит о своей «старости таким тоном», точно все в этом виноваты.
Серебряков продолжает жаловаться Елене Андреевне на скучную жизнь «в этом склепе», вынужденное общение со скучными людьми, удаленность от блестящей светской жизни… Елена Андреевна начинает терять терпение. Лишь старой верной нянюшке удается успокоить профессора, который, как и все пожилые и капризные люди, очень нуждается в жалости.
Наедине с Войницким Елена Андреевна сетует на то, что ей очень тяжело находиться в этом доме, где все раздражены и ненавидят друг друга. В свою очередь, Иван Петрович принимается изливать молодой женщине признания в своих чувствах. Заметив, что ее собеседник пьян, Елена Андреевна покидает его.
Войницкий анализирует прожитые годы и сожалеет о том, что многое в его жизни было напрасным, бессмысленным.
Входят Астров и Телегин с гитарой. За рюмкой коньяка мужчины принимаются дискутировать на философские темы.
Соня укоряет дядю Ваню за то, что тот «опять напился с доктором». Когда он уходит, девушка общается с Астровым, который делится с ней своими сокровенными мыслями. Он не удовлетворен, поскольку презирает «жизнь, уездную, русскую, обывательскую». Доктор признается, что никогда не любил и не полюбит более.
Действие третье
Войницкий сообщает все домашним, что их хочет собрать профессор, чтобы сообщить какую-то важную новость. Елена Андреевна жалуется на скуку, на что Соня отвечает, что всегда можно заняться полезным делом – было бы желание. «Скука и праздность заразительны», и нужно всеми силами бороться с ними.
Соня делится с мачехой своей неразделенной любовью: вот уже шесть лет она любит Астрова, но он не обращает на нее никакого внимания. Елена Андреевна предлагает поговорить с доктором «осторожно, намеками».
В приватной беседе Михаил Львович делится, что не испытывает ровно никаких чувств к Соне. Елена Андреевна просит его уехать и появляться в усадьбе как можно реже, чтобы не тревожить своим видом влюбленную девушку.
Доктор признается в своей любви к Елене и умоляет ее о свидании. Невольным свидетелем этой сцены становится Войницкий.
Серебряков собирает родственников и сообщает, что намерен продать имение, вырученные «деньги обратить в процентные бумаги и на излишек, какой останется, купить дачу в Финляндии». Дядя Ваня возмущен, ведь он уверен, что имение принадлежит Соне. Он сообщает, что только благодаря его усилиям удалось выплатить все долги за имение, на котором он каторжно работает во уже двадцать пять лет. Находясь во власти сильных чувств, он достает револьвер и пытается убить ненавистного ему профессора.
Действие четвертое
Обсуждая предстоящий отъезд четы Серебряковых в Харьков, нянюшка Марина и Телегин рады – наконец, жизнь в доме пойдет «как было, по-старому».
Войницкий обескуражен своей меткостью – «стрелять два раза и ни разу не попасть!». Боясь, чтобы дядя Ваня не сделал ничего лишнего, рядом с ним постоянно находится Астров. Доктор настойчиво просит его вернуть то, что он взял у него – пузырек с морфием.
Войницкий мечтает переписать жизнь с чистого лица, но понимает – в его сорок семь лет сделать это уже невозможно. Соня призывает любимого дядю последовать ее примеру – просто жить и терпеть, пока жизнь «не окончится сама собою». Ей удается уговорить его отдать доктору морфий.
Астров уговаривает Елену Андреевну остаться, но женщина решительно настроена покинуть поместье. Прощаясь, Серебряков мирится с дядей Ваней. Они заверяют друг друга, что «все будет по-старому».
Покидает поместье и Астров. Соня с дядей принимаются разбирать запущенные дела. Девушка рассуждает о том, как они будут усердно трудиться, безропотно принимая жизненные испытания, чтобы после смерти, наконец, увидеть «жизнь светлую, прекрасную, изящную».
Заключение
Благодаря точному подбору характеров главных персонажей автору удалось отобразить духовную жизнь интеллигенции на фоне российской действительности конца XIX столетия.
После ознакомления с кратким пересказом «Дядя Ваня» рекомендуем прочесть пьесу Чехова в полной версии.