4 min read
Слушать

Вторая Троя

1

Какое красок обедненье!

И номера домов бледнели,

и пошевеливались листья, —

бледнозеленые мазки.

Поспешных пешеходов лица —

как маленькие маяки.

Двояковыгнутые линзы —

прозрачно выбритые лица —

вибрировали в отдаленьи,

вблизи,

в безжизненных ущельях

архитектуры.

Утепленье.

Ущербность красок.

Ущемленье.

2

Он образован этой ночью

на набережной.

Наш старик

пришел на корточках,

наощупь

сюда.

И сам себя воздвиг.

Старик

всю жизнь алкал коллизий,

но в жизни

трезво не взлетел.

Все признаки алкоголизма

цитировались на лице.

Согбенный пережиток прошлых

героик, —

эллин!

Адмирал! —

он отмирал.

И то не просто. —

Он аморально отмирал.

Ему бы памятником в Трою,

чтоб —

на колени, ерунда!

Он в тротуар стучал, как тростью

передним зубом!

И рыдал.

Он потерял лицо.

— Эй, дворник!

Я потерял.

Не поднимал?

Был дворник с юмором.

До боли

он, дворник, юмор понимал.

— Лицо?

С усами?

(И ни мускул не вздрогнул. Старичок дает!)

— Валяется тут всякий мусор.

Возможно, поднял и твое.

3

Поспешных пешеходов лица —

бледнозеленые мазки.

Пошевелившиеся листья —

как маленькие маяки.

Прямоугольны переплеты

окаменелостей-домов.

Все номера переберете

недавно изданных домов.

Раздвинете страницу двери,

обнимете жену-тетрадку,

с неподражаемым доверьем

протараторите тираду,

что стала ваша жизнь потолще,

что вы тучнеете, как злаки,

что лица вашего потомства —

как восклицательные знаки!

Прохожий,

ты, который бодрый,

осуществи, к примеру, подвиг:

уединись однажды ночью —

поулыбайся в одиночку.

Не перед ликом коллектива,

не перед лигой дружбы очной,

не перед зеркалом картинным —

поулыбайся в одиночку.

Ни возраста не поубавив,

моральной избежав резни,

дай бог тебе

поулыбайться!

Во всяком случае —

рискни!

Когда идет над берегами,

твердея,

ночь из алебастра

на убыль, —

ты,

не балаганя,

себе

всерьез

поулыбайся.

4

Сидела девочка на лавке,

склоня вишневую головку.

Наманикюренные лапки

ее лавировали ловко.

Она прощупывала жадно

(сжимались пальчики, что клеммы)

лицо,

которое держала

на лакированной коленке.

Она с лица срезала капли

росы излишней,

слез излишних.

Ее мизинчик — звонкий скальпель —

по-хирургически резвился.

Проделав серию процессов

прогулочных,

в ночь на сегодня,

свое лицо нашла принцесса,

решив тотчас его освоить.

Заломленный вишневый локон

был трогательно свеж и мил.

Прооперировано ловко.

Все в норме.

Направленье — в мир.

Теперь лицо, как звезды юга!

Свое.

Мечтательницы юной.

И цельное лицо.

Процессы

отображаются — к сближенью,

такое, как:

у поэтессы,

у агентессы по снабженью.

Теперь бы туфельками тикать,

да на троянского коня

бряцающий надеть канат

под видом тихой паутинки.

5

Любовь была не из любых.

Она любила. Он любил.

Рычала ночь богатырями,

вращая страсти колесо.

Любили как!

Он — потерявший,

она — нашедшая лицо.

Он — адмирал.

Она — Джульетта.

Любили!

Как в мильонах книг:

за муки ведь его жалела,

а он — за состраданье к ним.

Все перепутал чей-то разум.

Кто муж?

Которая жена?

Она не видела ни разу

его.

А он — и не желал.

Ведь адмирал был одинокий.

Вполне возможно — одноногий.

А девочка была, как дынька.

Глаза янтарные — гордыня.

Возможно, разыграли в лицах

комедию?

Так — не прошла.

Большое расхожденье в лицах:

он — потерял,

она — нашла.

6

Но ночи придают значенье,

которая бела —

случайно.

Встречают белую зачем-то,

а темную вот не встречают.

Встречайте темную! Танцуйте!

При снегопадах —

в дреме враг.

Охрану мудрую тасуйте

при белой ночи много раз.

Бинокли ей —

не карнавалы.

Вам карабины —

не валюта.

Уже крадутся караваны

забронированных верблюдов.

Троянский конь уже построен,

в нем варвары сужают веко

от ненависти.

Посторонне

им вето ваше.

Ваше вето.

Но оплодотворят потомков

они по своему подобью.

Подобны будут до безумья —

все узкоглазы, все безусы

потомки,

наголо, как сабли,

острижены,

равны, как гири.

А вы коня ведете сами

на карнавал.

И на погибель.

7

Дыхание алкоголизма.

Часы матерчаты, мягки.

Поспешных пешеходов лица —

как маленькие маяки.

Да лица ли?

Очередями

толпились только очертанья

лиц,

но не лица!

Контур мочки,

ноздря,

нетрезвый вырез глаза…

Лай кошки.

— Мяу — спальной моськи.

Ни лиц. Ни цели. И ни красок.

Перелицовка океана —

речушка в конуре из камня.

Да адмирала рев:

— Охрана!

Лицо ищу! —

Валяй, искатель.

Все ощутит прохожий вскоре.

И тон вина. И женщин тон.

Лишь восходящей краски скорби

никто не ощутит. Никто.

Прохожий, —

в здания какие! —

В архитектурные архивы

войдешь, не зная кто построил,

в свой дом

войдешь ты посторонним.

Ты разучил, какие в скобки,

какие краски — на щиты,

лишь восходящей краски скорби

тебе уже не ощутить.

Познал реакцию цепную,

на алых площадях мерцал…

Лицо любимое целуешь,

а у любимой нет лица.

1963

0
0
52
Give Award

Виктор Соснора

Стихи Виктора Соснора. (28 апреля 1936 — 13 июля 2019) — советский и российский поэт, прозаик и драматург. Поэтика текстов Сосноры наследует, в …

Other author posts

Comments
You need to be signed in to write comments

Reading today

Ryfma
Ryfma is a social app for writers and readers. Publish books, stories, fanfics, poems and get paid for your work. The friendly and free way for fans to support your work for the price of a coffee
© 2024 Ryfma. All rights reserved 12+