11 min read
Слушать

Белые амадины

Белые амадины - драгунский виктор юзефович, сказка

Возле нашего дома появилась афиша, такая красивая и яркая, что мимо нее невозможно было пройти равнодушно.

На ней были нарисованы разнообразные птицы и написано:

Показ певчих птиц».

И я сразу решил, что обязательно схожу посмотрю, что это за новости такие.
И в воскресенье, часика в два дня, собрался, оделся и позвонил Мишке, чтобы и его захватить с собою.

Но Мишка проворчал, что у него двойка по арифметике — это раз и новая книжка про шпионов — это два.
Тогда я решил отправиться сам.

Мама меня отпустила охотно, потому что я ей мешал убирать, и я поехал.

Певчих птиц показывали на Выставке достижений, и я туда легко добрался на метро.

У касс почти никого не было, и я протянул в окошко двадцать копеек, но кассирша дала мне билет и вернула десять копеек обратно за то, что я школьник.

Это мне ужасно понравилось.

Получилось, как будто мне платят за то, что я учусь в третьем классе, десять копеек с билета!

Это здорово!

Это просто прекрасно!

У меня десять копеек осталось!

А я и не знал про такую скидку!

Теперь, пожалуй, с такими-то законами, мне надо будет почаще ходить на разные выставки и показы!

Ведь так можно и на фотоаппарат накопить!

Например, если аппаратик стоит сорок рублей, то мне, очень просто, надо сходить на четыреста выставок, и дело в шляпе!

Полный порядок.

У меня будет фотоаппарат!

Это меня очень развеселило, и я шел к птицам в самом лучшем настроении.

Вокруг стояли разные дома, то похожие на терема, то на дворцы, а то и вовсе ни на что не похожие.

Это все были павильоны выставки.
Тут же некоторые папы и мамы катали своих ребят на тройках, потому что в это время здесь проходил Праздник зимы, и было катание на лошадях и оленях.

Жалко только, очередь на катание была чересчур длинная, и я хотя и постоял в ней немного, но быстро сообразил, что если дело так будет двигаться, то я, может быть, прокачусь недельки только через полторы, а мне уж очень хотелось посмотреть певчих птиц.

Поэтому я помахал рукой оленям и лошадям и пошел дальше.

А около павильона, на котором было написано

Электроника», я устал.

Тогда я спросил у прохожей девушки:
— Скажите, пожалуйста, далеко еще до певчих птиц?
Она показала рукой:
— А вот рядом, видишь павильон?

На нем написано

Свиноводство».

Там твои птицы.

Иди скорей.
И я пошел в павильон

Свиноводство».

Как только я открыл дверь, я понял, что не зря приехал сюда.

Вокруг меня, по стенам, со всех четырех сторон, чуть ли не до потолка, одна за другой, как кубики, стояли маленькие клеточки.

И в каждой клеточке жила птичка.

И они все вместе пели.

Хором.

Но каждая свое.

Кто «чирик-чирик», кто «фью-фить-фью», кто «чеки-щелк», а кто и «пи-пи-пи».

И все вместе было похоже на наш класс утром, до прихода Раисы Ивановны, мы тогда тоже галдим, всякий на свой лад.

И потом, эти птицы были такие красивые, что я себе даже представить такого не мог.

Я близко таких еще не видел.

Близко я видел только воробьев.

Воробьи, конечно, очень красивые и симпатичные, ничего не скажешь, но тут собрались просто какие-то невиданные чудеса.

Например, тут был снегирь.

Важный, сытый, круглый, ни дать ни взять мыльный пузырь, если ты его выдуваешь на заходе солнца, когда оно красное.

Тут же были и крючконосые клесты, и щекастые синички, и славочки, такие свежие и пухлые на взгляд, что, кажется, прямо живую бы съел… шутя, конечно… Иволга тоже была крупная и зеленая, как болото, и черные ученые дрозды.

И целый коридор занимали голуби.

И они хотя и не певчие, но их, видно, со всякими диковинками сюда поместили уж заодно.

Потому что если голубь якобин, так это не хуже любой другой птицы по красоте.

Он похож на астру и бывает разных цветов: белый, и лиловый, и коричневый.

Удивление!

А монахи с черными хвостами!

А драконы с жуткими глазами!

А почтовые, которые летают со скоростью

Волги»!

Восторг!
И еще из непевчих, но поразительных птиц здесь в большущих клетках сидели две попки.

То есть два попки.

Или нет!

Двое попок!

Вот.

Один был белый, большой, назывался какаду.

У него нос был как консервный ножик-открывалка, а из темечка рос целый пучок зеленого лука.

А второй был кубинский амазон.

Кубинский!

Зеленый!

А на груди красный галстук, как у пионера.

Он все время на меня смотрел, а я ему улыбался, чтобы он знал, что я ему друг.

Но это все было еще не самое главное в этом замечательном павильоне.

Дело в том, что там был небольшой угол, и, постепенно переходя от клетки к клетке, я добрался и туда, совершенно еще не зная, что тут-то оно вот и есть, тут-то вот и хранится самое главное несметное сокровище.
Здесь стояли целые толпы народа.

И люди отсюда никуда не отходили и не шумели совсем, а стояли плотными рядами.

И я, конечно, стал потихоньку ввинчиваться в эти толпы и постепенно провинтился поближе к самому главному.

Это были птички амадины.

Маленькие-маленькие, белые снежки с блестящими клюквенными клювиками и величиной с полпальца.

Откуда они взялись?

Они, наверное, нападали с неба.

Они, наверное, были осадки, а потом ожили, вышли из сугробов и давай летать-гулять по нашим дворам и переулкам перед окнами, и наконец впорхнули в этот павильон

Свиноводство», и теперь устали и сидят, каждая в своем домике, отдыхают.

А люди стоят перед ними целыми толпами, молча и недвижно, и любят их изо всех сил.

Да, да.

Все любят.

Единогласно.

И тут одна тетка с золотым зубом сказала ни с того ни с сего:
— Ну, какие маленькие… Худые… Куда их…
И все на нее оглянулись сурово, а один дедушка скривил рот и ядовито проговорил:
— Конечно, курица — она толш-ше…
И все опять сурово посмотрели на теткин золотой зуб, а она покраснела и ушла.

И все мы, кто стоял тут, поняли, что тетка не в счет, потому что она не из нашей компании.

И мы так молча стояли еще долго-долго, и я все не мог наглядеться на этих птиц.

Они, видно, были с какого-то седьмого неба, из волшебной жизни, про которую писал Андерсен.

Такие они были маленькие, слабые и нежные, но, видно, в том-то их и сила была, у маленьких и слабых, что мы стояли как вкопанные перед ними все — и дети и даже взрослые.

И, наверное, мы бы никогда отсюда не ушли, но в это время по радио чей-то голос сказал:
— Внимание.

Сейчас в павильоне номер два будет проведен конкурс певчих кенарей, начало через десять минут!

Просим перейти во второй павильон!
И дедушка, который отбрил тетку, сказал, словно встряхнувшись:
— Надо идти… Семеновских певцов послушаем.

И ушаковских тоже. — Он тронул меня за плечо: — Пошли, мальчик…
И сам двинулся вперед, и я увидел, что у него валенок сзади прохудился и оттуда торчал пучок соломы.
А во втором павильоне был маленький зал, сцена и стулья.

А на сцене, сбоку, стояла кафедра-трибунка для докладчика, а в центре — стол, за который сразу уселись судьи птичьего пения.

И я очень удивился, что дедушка, который отбрил тетку, сел в середине этого стола.

Оказывается, он был тут главный; я не знаю, но все, кто садился с ним рядом, здоровались с ним за руку и вообще оказывали ему почет.

И когда все утихло, этот дедушка сказал:
— Ну,

Семенов, давай, что ли…
И откуда-то вышел высокий дядька с орденскими колодками на груди — двенадцать штук наград, я сосчитал.

У него в руках был плоский чемодан.

Он его открыл.

В чемодане было полно маленьких клеток, и в них были канарейки.

Он вынул одну клеточку, в ней прыгал желтенький лимон.

Семенов поставил эту клетку на кафедру-трибуну, и у Лимончика стал такой вид, как будто он и впрямь серьезный докладчик, но раз до доклада у него есть еще минут пять свободных, так он пока попрыгает.

Все сохраняли тишину и ждали, когда Лимончик запоет.

Но он и не думал петь.

Он все прыгал и трепыхался.

Кто-то сзади меня шепнул:
— Если через десять минут не запоет, снимут с конкурса.

Вот тебе и Семенов.
А Лимончик все прыгал туда-сюда, потом уже было решался, открывал клювик, но, словно дразнил всех нас, не начинал петь и снова прыгал по-всякому.

Мне уже надоело его ждать, и я хотел уйти, но главный дедушка вдруг сказал, и опять ядовито:
— Ну что,

Семенов, запоет он когда-нибудь?

Или стесняется?

А может, он сегодня не в настроении?
Все засмеялись негромко, а на бедного Семенова жалко было смотреть.

Он весь вытянулся к своему Лимончику и стал вдруг ему тихонько так подсвистывать на букву

С»:
— Ссссс… Сссс… Ссссс…
Лимончик внимательно к нему прислушался, посмотрел на него своим блестящим глазком, видно, узнал, раскрыл клювик, но снова раздумал и опять запрыгал как ни в чем не бывало.

Дедушка тут же сказал — ему, наверное, нравилось ехидничать:
— Он не в голосе…
От этих дедушкиных слов Семенов чуть не заплакал.

Он вынул спичку и стал скрести ею о коробок.

Лимончик никак на это не отозвался.

Чихать ему было на спичку.

Тогда дедушка рукой подал знак, чтоб Семенов перестал скрести, и сам наклонился к Лимончику, и вдруг еле слышно… чирикнул!

Да!

Он чирикнул, а Лимончик как будто только этого и дожидался, весь встрепенулся, вытянулся, напрягся, похудел и запел!
Он пел долго-долго, взахлеб, свистел горошком, и тянул прямо в одну линию, и по-всякому, как в стихе, «на тысячу ладов тянул, переливался», и все больше худел, когда пел, словно таял, и все это время, пока он пел, я пел вместе с ним, только про себя, изнутри.

Я пел вместе с Лимончиком и видел, какое счастливое и красное лицо у Семенова, а у дедушки, наоборот, гордое и ехидное.

Это он задавался, что он один сумел заставить птицу петь.

И когда Лимончик наконец замолчал и все захлопали, дедушка откинулся на спинку стула и сказал небрежно:
— Золотая медаль!

Убирай,

Семенов!

Перерыв.
И Семенов снял Лимончика с кафедры и спрятал и чемодан.

И было видно, что у него дрожат руки.

А все вокруг встали, зашумели и пошли курить.
И в эту минуту я подумал, что хорошо бы рассказать про все эти дела своим, и я, не долго думая, побежал на метро, а когда очутился дома, папа и мама уже ждали меня.

Папа сказал:
— Рассказывай.

Понравилось?
Я сказал:
— Очень!
Мама испугалась:
— Что это за голос?

Что с тобой?

Почему ты сипишь?
Я сказал:
— Потому что я пел!

Я сорвал голос и вот осип.
Папа воскликнул:
— Где это ты пел,

Козловский?
Я сказал:
— Я пел на конкурсе!
— Давай подробности! — сказала мама.
Я сказал:
— Я пел с канарейкой!
Папа прямо закатился.
— Воображаю, — сказал он, — какой был успех!

На бис-то вызывали?
— Не смейся, — просипел я, — я пел про себя.

Изнутри.
— А!

Тогда другое дело, — успокоился папа, — тогда слава богу!
Мама положила мне руку на лоб:
— А как ты себя чувствуешь?
— Прекрасно, — сказал я еще более сипло и ни с того ни с сего добавил: — А Лимончик получил золотую медаль…
— Он заговаривается, — чуть не плача сказала мама.
— Просто он переполнен впечатлениями, — объяснил папа, — дай ему горячего молока с боржомом.

Мне действует на нервы этот сип…
… А ночью я долго не мог заснуть, я все вспоминал этот необыкновенный день: наполненный чудесами павильон

Свиноводство», и дедушку, и тетку, и Семенова, и Лимончика, и самое главное — перед моими глазами все время летали маленькие и легкие снежинки, белые амадины, они прямо вклеились мне в сердце, эти клюквенные клювики, и я лежал, глядел в темноту и знал, что теперь уж никогда их не забуду.
Не смогу.

0
0
Give Award

Драгунский Виктор Юзефович

Ви́ктор Ю́зефович Драгу́нский (1 декабря[2] 1913, Нью-Йорк — 6 мая 1972, Москва) — русский советский писатель, автор повестей и рассказов, из ко…

Other author posts

Comments
You need to be signed in to write comments

Reading today

Я по свету ходил
Сказка о Фонарике, который боялся темноты
Приключение Дарифии
Венок сонетов 1
Ryfma
Ryfma is a social app for writers and readers. Publish books, stories, fanfics, poems and get paid for your work. The friendly and free way for fans to support your work for the price of a coffee
© 2024 Ryfma. All rights reserved 12+