8 min read
Слушать

Кубик и квадрат

Увидев нас,

Пётр Петрович закричал:
— Кто к нам пришёл!
— Мы просто так пришли, — сказал Алька.
— Ну и замечательно! — сказал он. — Вот и замечательно!
Я слышу шум из комнаты.

Там как будто что-то двигали, катали по полу шарик, словно скоблили чем-то по стеклу, и пели.
Мы вошли в комнату.
Один из младших сыновей Петра Петровича сидел на полу.

В руках он держал молоток.

Он вбивал в пол гвозди.

Несколько гвоздей лежало рядом с ним.
— Смотрите! — крикнул я. — Смотрите, что он делает!
— Безобразие! — сказал Пётр Петрович. — Какое безобразие!

Не успел я пойти открыть вам дверь… — Он выхватил молоток у сына. — Где ты взял его?
Сын проворно встал с пола.

Успел зажать гвозди в кулак.
Пётр Петрович положил молоток на стол.
— Мать ушла, — сказал он, — а они разошлись…
На столе молотка уже не было.

Теперь стук раздавался из кухни.
— Одну минуточку, — сказал Пётр Петрович.

Он быстро пошёл в кухню.
Из-под дивана выкатились двое других сыновей Петра Петровича.
Из другой комнаты вышел четвёртый сын.

Он был постарше этих.

Но младше меня.

Он молча смотрел на нас.

Он хотел что-то спросить.

Я это чувствовал.

Но он ничего не спрашивал.

И я смотрел на него и тоже ничего не спрашивал.
Вдруг он сказал:
— Я рассказ написал.
Мы с Алькой переглянулись.
— Рассказ? — спросил я.
— Ага, — сказал он.
— Ну и что? — спросил я.
— Ничего, — сказал он.
Он опять стал молча смотреть на меня.
— Хочешь прочесть? — вдруг спросил он.
— Давай, — сказал я.
Он протянул мне листок.
— Вслух читай, — сказал он.
Я стал читать вслух.

Этот рассказ был написан большими буквами:
З В

Е А.

П.

А
Е

О»
Ы

И

О

У

У И

И:

Ы

А

Е

Е

М,
А!»
Т

Е

Е

О,

Е,

Е,

С

М,

И

Ы
ЩЁ

Е

И:

Ы

А

Е

Е

М,
А!»
Г

Я

М,

И

О

Л С

М

Ь.

П! —

Л

Й. —

А

Е

Ы

Е

М!
М

О

Ь

О.
Я кончил читать.
— Я ещё напишу, — сказал сын Петра Петровича.

Он свернул листок вчетверо.

Сунул за пазуху.

Вздохнул и сказал: — Если ты хочешь знать, я громадную книгу могу написать.

Только мне мешают.

Слишком много шума.

Скоро мы на новую квартиру переезжаем.

Вот там я напишу.
В комнату вошёл Пётр Петрович.

Он вёл младшего за ухо.

В другой руке Пётр Петрович держал молоток.

Малыш всхлипывал.
— Вы меня простите ради бога, — говорил нам Пётр Петрович, кладя на стол молоток.
— Вот этот стул я сломал, — объявил малыш.
— Зачем? — спросил я.
— Не знаю… — сказал он задумчиво.
— Отойди отсюда, — сказал ему Пётр Петрович.
Он отошёл к столу.

Взял молоток.

И пошёл на кухню.
— Ангелины Петровны нет, — сказал Пётр Петрович, — поэтому такой беспорядок…
— Ничего, — сказал я.
— Ваш сын прочёл нам рассказ, — сказал Алька.
— Он был в пионерском лагере, — сказал Пётр Петрович. — Приехал оттуда с большими впечатлениями, всё время вспоминает лагерную жизнь и пишет рассказы на эту тему, я ему в этом не перечу, пусть занимается чем хочет.

Он не читал вам рассказ про самолёты?..
— Про самолёты не читал, — сказал я.
Из кухни раздавался стук.
— Чёрт возьми! — сказал Пётр Петрович.

Он быстро ушёл туда.
Только сейчас я заметил самого старшего.

Он сидел за маленьким столиком.
Я подошёл к нему.
Старший сын Петра Петровича рисовал какой-то странный предмет.

Он даже не обернулся, только закрыл рукою лист.
— Не мешайте, пожалуйста, — сказал он.
Вошла Ангелина Петровна.

Я сразу понял это.

Мы с Алькой с ней поздоровались.

Она поздоровалась с нами.
Появился Пётр Петрович.

В руках он держал молоток.
— Вы не стесняйтесь, — сказал он нам, — вы, пожалуйста, не стесняйтесь.

Вот выпьем чайку, а потом я кое-что покажу вам, как истинным ценителям искусства.

Садитесь за стол, не обращайте внимания на весь этот шум…
Пётр Петрович положил на стол молоток.
Я всё смотрел по сторонам.

На стенах было много репродукций.

Тут были люди в шлемах, и туманные пейзажи, и какие-то красавицы, и были кони, и лодка, мчавшаяся по волнам с людьми.

А под самым потолком висела незаконченная; наверное, та самая картина, о которой нам говорил Пётр Петрович.
Все сели за стол.
Только старший сын сидел за своим маленьким столиком.

Он всё рисовал.
— Вот этот, — вдруг сказал Пётр Петрович, показывая на старшего сына, — учится в художественном училище.

Рисует специально, умышленно какую-то безграмотную чепуху и уверяет, что это и есть самое прекрасное на свете искусство.

Уверяет, что это какое-то движение вперёд, что-то неизмеримо космическое, что-то недосягаемое, какой-то, в общем, модерн… я вам сейчас покажу!
Пётр Петрович встал, ушёл в другую комнату.
Младший сын Петра Петровича дёргал меня за штанину.
— Нигая, нигая, нигая… — повторял он.
— Что он говорит? — спросил я.
— Он пьёт чай, — сказал Ангелина Петровна, улыбаясь, — и рад сообщить всем, что чай совсем не горячий.
— Ялад, ялад, ялад, — сказал младший.
— Он сообщает всем, что он рад по этому поводу, — сообщила Ангелина Петровна.
— Ну, так вот, — сказал Пётр Петрович, неся в руках маленький холстик.

Он поставил его на стул. — Вот до чего можно докатиться!

Разумеется, его этому не учат.
— Что это такое? — спросил я.
— Это мой портрет! — сказал Пётр Петрович. — Творение рук вот этого молодого человека! — Пётр Петрович показал на старшего. — И он уверяет меня, что это я!

Вот этот кубик и этот красный квадрат — это я!

До чего можно дойти, до чего доработаться, что своего родного отца представлять в таком виде!

А я ведь ему позировал.

Сидел.

Он ведь меня с натуры рисовал.

Не двигайся, — говорит, — папа, а то не получится!» Смотрел на меня, рисовал — и нарисовал вот этот кубик и квадрат!

Ведь это полное пренебрежение к человеку, не говоря уже об отце!

Он, выходит, на меня не смотрел, когда рисовал.

Его голова была забита какими-то ничтожными мыслями — всех на свете удивить, показать всем и всякому, какой он оригинал!
Старший сын Петра Петровича всё так же не поворачивался.

Он сидел всё так же спиной.
— Успокойся, пожалуйста, — сказала Ангелина Петровна.
Пётр Петрович махнул рукой.
— Атечик!

Атечик!

Атечик! — кричал младший сын Петра Петровича.
— Это он так отца зовёт, — сказала Ангелина Петровна.
Внимательно смотрел на молоток другой сын Петра Петровича.
Я смотрел на портрет.

Я не мог понять, почему старший сын Петра Петровича так нарисовал своего отца.

Я хотел, чтобы он повернулся, чтобы можно было посмотреть на него.
Он вдруг повернулся.
Он был похож на Петра Петровича.

Как будто это Пётр Петрович совсем молодой.

Только волосы у него были длиннющие.

Он сказал:
— Вот это поколение поймёт меня! — Он показал на нас.
— Это бред! — сказал Пётр Петрович.
— Это гениально! — сказал сын Петра Петровича.
— Это глупость, — сказал Пётр Петрович. — С каким уважением малые голландцы оттачивали селёдочные головы, и с каким пренебрежением ты относишься к своему отцу…
— Это логически построенное композиционное решение, — сказал сын Петра Петровича. — Я должен иметь своё «я»!
— Кошмар! — сказал Пётр Петрович.

Он схватился за голову. — Иметь, но не совать всем в нос!
— Бузылюки! — сказал младший сын Петра Петровича.
— А Пикассо? — спросил старший сын Петра Петровича.
— Аколоко! — сказал младший сын Петра Петровича.
— Принеси ему из кухни молоко, — сказала Ангелина Петровна одному из сыновей.
— Вечный спор, — сказал Пётр Петрович.

Он не хотел разговаривать.
— Кто такой Пикассо? — спросил я.
— Один художник, — сказал Алька. — Мне о нём рассказывал один художник.
— Но я могу экспериментировать? — спросил сын Петра Петровича.
— Можешь, — сказал Пётр Петрович. — Можешь.

Только я тебе позировать не буду.

И они тоже, — он показал на нас, — они тоже тебе позировать не будут.
— Не будем! — заорали мы с Алькой.
Старший сын Петра Петровича зло на нас посмотрел.
— Вы ещё запоёте! — сказал он.
— Ты сам запоёшь, — сказали мы.

Здорово смело мы ему сказали!)
Он показал нам кулак.

Мы сделали вид, что не видим.
— Хочу мильдиди! — сказал младший сын Петра Петровича.
— Это он купаться хочет, — сказала Ангелина Петровна.
— Ди-ко-ко! — сказал младший сын.
— Это слово мне незнакомо, — сказала Ангелина Петровна.
Пронеслись по комнате два других сына Петра Петровича.
Исчез со стола молоток.
Я смотрел на картину Петра Петровича, подвешенную к потолку.

Она висела как-то боком, криво, и я, наклонив голову, рассматривал на ней людей, переплывающих реку, и танки.
— Пойдёмте-ка со мной, — сказал Пётр Петрович, вставая, — я хочу вам кое-что показать.
Мы прошли с ним в другую комнату.
Из кухни раздавался стук.

Один из сыновей Петра Петровича продолжал вбивать куда-то гвозди…

0
0
313
Give Award

Other author posts

Comments
You need to be signed in to write comments

Reading today

Гудвин
в темном - темном лесу
Ryfma
Ryfma is a social app for writers and readers. Publish books, stories, fanfics, poems and get paid for your work. The friendly and free way for fans to support your work for the price of a coffee
© 2024 Ryfma. All rights reserved 12+