Пьеса «Сон в летнюю ночь» Шекспира была написана между 1594 и 1596 годами. Она считается самой романтической из всех комедий писателя, который при ее написании подключил все свое богатое воображение. Шекспир наполнил пьесу удивительными существами, и представил события в нереальном, фантастическом свете.
Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сна в летнюю ночь» по актам и сценам.
Главные герои
Тезей – герцог Афинский, добрый и справедливый правитель.
Лизандр, Деметрий – юноши, соперники в любви.
Гермия – невеста Деметрия, влюбленная в Лизандра.
Елена – безответно влюбленная в Деметрия девушка.
Оберон – добрый царь фей и эльфов.
Другие персонажи
Эгей – отец Гермии, властный и жестокий человек.
Ипполита – царица амазонок, невеста Тезея.
Пигва – плотник, организатор пьесы.
Основа – ткач, один из центральных персонажей в пьесе.
Титания – супруга Оберона, повелительница эльфов и фей.
Пэк – маленький эльф, проказник.
Филострат – распорядитель увеселений.
Краткое содержание
Акт I
Сцена 1
Тезей с нетерпением ожидает свадьбы с царицей амазонок Ипполитой, которая должна произойти через четыре дня. Он приказывает Филострату расшевелить «всю молодежь в Афинах» и устроить веселый праздник в честь предстоящего бракосочетания.
К правителю заходит с «в огорченье, с жалобой» Эгей. Он хочет отдать замуж свою дочь за Деметрия, но непокорная Гермия отказывается от этого союза, поскольку любит Лизандра.
Тезей напоминает девушке о том, что она должна беспрекословно подчиняться отцу, читая его «как бы богом». В противном случае ее ждет смерть или заточение в монастыре.
Лизандр предлагает своей возлюбленной обвенчаться тайком, и та соглашается. Они делятся своей тайной с Еленой. Однако та решает рассказать о предстоящем побеге Деметрию, в которого безответно влюблена.
Сцена 2
В канун свадьбы Тезея и Ипполиты плотник Пигва собирает горожан, которые должны сыграть в праздничной постановке под названием «Прежалостная комедия и весьма жестокая кончина Пирама и Фисбы».
Пигва распределяет роли, дает тексты доморощенным актерам и назначает репетицию на следующую ночь.
Акт II
Сцена 1
В волшебном лесу, что неподалеку от Афин, происходит ссора между правителем фей и эльфов Обероном и его супругой Титанией. Предмет спора – младенец, который был «похищен у индийского султана» и к которому сильно привязалась Титания. Ревнивый царь хочет отобрать у жены младенца, чтобы сделать своим пажом, но она отказывает ему и удаляется вместе с эльфами.
В подчинении у Оберона находится маленький эльф Пэк – «веселый дух, ночной бродяга шалый». Царь приказывает ему отыскать цветок, в который случайно попала стрела Купидона – ««Любовью в праздности» его зовут». Если смазать соком этого цветка веки спящего, то он влюбится в первого, кого увидит сразу после пробуждения. Таким образом Оберон хочет отвлечь внимание супруги от мальчика и отобрать его.
Завидев Деметрия и Елену, царь эльфов становится невидимым, чтобы «подслушать смертных разговор». Елена признается юноше в любви, но тот отвергает ее. Оберон решает помочь несчастной девушке, и приказывает Пэку, чтобы тот смазал веки волшебным соком цветка Деметрию, и он влюбился в Елену.
Сцена 2
Повелитель эльфов наносит оставшийся волшебный сок на веки Титании. Тем временем Гермия и Лизандр сбиваются с дороги и, устав, засыпают в лесу.
Малыш Пэк, перепутав Деметрия с Лизандром, смачивает последнему веки во время сна. По лесу идет Елена, расстроенная поведением Деметрия, и натыкается на спящего Лизандра. Едва увидев перед собой Елену, юноша обрушивает на нее шквал любовных признаний. Елена уверена, что Лизандр насмехается на ней, и убегает в лес.
Гермия видит страшный сон. Она просит Лизандра прийти на помощь, но, не найдя рядом возлюбленного, отправляется на его поиски.
Акт III
Сцена 1
В лесу собираются граждане Афин, которых выбрали для участия в спектакле. Сюжет предполагает самоубийство, «а дамы этого совершенно не выносят». Поэтому Основа решает написать два пролога к пьесе и сделать акцент на вымысле всего происходящего.
За репетицией актеров наблюдает эльф Пэк. Он решает подшутить над ними, и заколдовывает Основу, превратив его голову в ослиную. Приятели Основы в страхе разбегаются, а проказник Пэк устремляется за ними, чтобы «хрюкать и ржать, жечь, реветь и рычать», и напугать их еще больше.
Титания просыпается и всем сердцем влюбляется в Основу, который в одиночестве бродил неподалеку от нее. Она вызывает «эльфов легкий рой», чтобы те прислуживали новому господину.
Сцена 2
Пэк докладывает своему повелителю, что «в чудовище Титания влюбилась» – человека с ослиной головой. Оберон доволен таким положением дел. Но, узнав, что Пэк перепутал юношей, царь гневается, и отправляется на поиски Деметрия, чтобы исправить оплошность своего слуги. Пэк же летит «быстрее всех татарских стрел» к Елене, чтобы заманить в лесную глушь.
Гермия находит Деметрия и обвиняет его в убийстве любимого Лизандра. Устав доказывать девушке свою невиновность, Деметрий засыпает. Проснувшись, он видит перед собой Елену и, будучи околдованный соком цветка, влюбляется в нее. Однако девушка совсем не рада: она уверена, что Лизандр и Деметрий, неожиданно воспылавшие к ней чувствами, лишь издеваются над ней, и готовы «шутить над беззащитной — для игры».
Молодые люди, ставшие теперь соперниками, готовы сразиться на дуэли, чтобы выяснить, «кто больше прав имеет на Елену». Пэк «рад, что вышло так забавно», однако Оберон приказывает ему завести молодых людей в лесную чащу, после чего разлучить и долго водить кругами. Когда изможденные соперники засыпают, эльф смазывает веки Лизандра противоядием от волшебного любовного сока.
Акт IV
Сцена 1
Заполучив младенца и вдоволь повеселившись на супругой, влюбленной в осла, Оберон решает избавить ее от заклятья и «прогнать очей ее пустое заблужденье». Также повелитель эльфов приказывает верному Пэку снять ослиную голову «с башки афинского бродяги», и отправить всех актеров обратно в город.
На поляну выходит Тезей в сопровождении Ипполиты и своих подданных. Он хочет продемонстрировать возлюбленной своих прекрасных гончих псов, но неожиданно замечает спящих молодых людей. Тезей удивлен, увидев их вместе – ведь это давние «соперники в любви».
Лизандр честно рассказывает повелителю, что планировал сбежать с любимой Гермией и тайком обвенчаться. Деметрий, в свою очередь, признается, что отныне «страсть, цель и радость глаз» – Елена, а не Гермия.
Тезей милостиво соглашается на эти союзы и сообщает, что сегодня «в храме две четы влюбленных соединятся».
Сцена 2
Актеры собираются в доме Пигвы. После ночной репетиции никто не может отыскать Основу – «не иначе как его унесла нечистая сила».
Входит Основа и сообщает своим приятелям, что велено «всем сойтись у дворца». Он просит всех еще раз повторить свои роли, надеть чистое белье, но самое главное – не есть «ни луку, ни чесноку», дабы во время игры «испускать сладостное благоуханье».
Акт V
Сцена 1
Тезей настороженно относится к рассказу влюбленных – он не верит «басням и волшебным сказкам». Ипполита разделяет мнение будущего супруга, и считает, что «в событьях этой ночи есть не одна игра воображенья».
Тезей интересуется у влюбленных, как бы они хотели скрасить досуг «от ужина до сна». Он вызывает к себе распорядителя увеселений Филострата, и тот предлагает герцогу «список всех готовых развлечений». Тезей выбирает пьесу афинских ремесленников, но Филострат считает эту постановку неудачной, поскольку «ни слова в ней нет путного, ни путного актера».
Узнав, что актерами в пьесе выступают «простые люди, ремесленники из Афин», герцог хочет поддержать своих поданных и настаивает на своем выборе.
Во время выступления актеры говорят откровенные глупости, искажая текст и внося собственные поправки в сюжет. Подобная нелепица веселит герцога и его гостей, и они остаются довольны пьесой. В полночь все расходятся по домам.
Сцена 2
На месте театрального представления появляются Обреон с Титанией и своей свитой. Повелитель эльфов разрешает своим поданным как следует повеселиться. Напоследок он решает принести «в дар прекрасным новобрачным» благополучие, счастье и удачу.
Заключение
Данная пьеса разительно отличается от других драматических произведений Шекспира, в которых всегда главенствовал реализм. Это настоящая волшебная феерия, легкая и ироничная, которая закономерно завершается счастливым финалом.
Для более качественного анализа творчества Шекспира после прочтения краткого пересказа «Сна в летнюю ночь» рекомендуем прочесть пьесу в полной версии.