·
12 min read
Слушать

Мультижанровый проект «Элефантов и компания» и его дебютный альбом «В вагоне головном» (2004)

)


Этим альбомом мы бы хотели подытожить в общих чертах развитие рок-музыки от Элвиса и Битлов до сегодняшних дней, начала двухтысячных. Непростая задача. Насколько получилось – судить Вам, слушателям.

Для начала хочу немного пояснить мою концепцию творчества в применении к такому объединению как рок-группе. Для меня изначально существует некое триединство, три кита – музыка, поэзия и идеология. «Святая троица» можно сказать, пользуясь этаким забавным сравнением. Назовем музыку - «Богом-отцом», лирику - «Богом-сыном», а идеологию (концепцию, идею) – «Святым Духом». Музыка – здесь самое главное, бесспорно, но мне, как и любому искушенному меломану, противно слышать рок-песни «ни о чем». Зияющая пустота. Рок – это не просто музыка, это нечто большее, это – культура. Рок достаточно интеллектуален а, следовательно – вербален. Без цемента общей идеи – «Святого Духа» – рок-коллектив выглядит (звучит) в лучшем случае странно, бестолково. Собрание песен, собрание альбомов. Рок-музыка имеет огромный потенциал такого рода – быть идейным, концептуальным, одухотворенным искусством, позиционирующим какие-либо ценности, идеи. Неправда, что музыка и книги не меняют мир! Значит это не книги, а чтиво, не музыка, а попс.

Такое вот необходимое вступление. Теперь перейдем собственно к нашему рок-музыкальному проекту «Элефантов и компания». Внешне можно бы определить музыкальный стиль нашей группы как «тяжелый рок». В широком понимании, разумеется… Характерная экспрессия, приемы игры, техничность, упор на форсированный, перегруженный звук, унисонные риффы соло- и бас-гитар. Хотя эстетически и поэтически группа "Элефантов и компания" попадает под определение "панк-культура". Мое видение, конечно, не бесспорно; немало и тех, кто может не согласиться с тем, что я считаю тяжелый рок магистральным путем развития рок-культуры. Да, хард-рок – наша основа тоже. Хотя в музыкальной канве альбома нашли отражение самые различные стили и жанры: хэви- и трэш-метал, панк, "русский" рок, арт-рок, психоделия, хип-хоп, индастриэл-рок, рок-баллада, хард-кор. Можно перечислять и дальше стилистические нюансы, но «хард-роковость» – основное в звучании.

Так, это был «Бог-отец», музыкальный компонент. Пройдемся по остальным составляющим: «Бог-сын» (поэтика) и «Святой Дух» (идеология).

Сам альбом, не смотря на кажущуюся музыкальную эклектичность – концептуальный. Его «скелет» основан на текстах, хотя и это не особо заметно на первый взгляд. Главная тема лирики – конфликт личности и социума, отторжение и неприятие чуждого и уродливого общества, окружающей среды, враждебной творчеству и свободе. Иногда можно слышать насчет текстов «Элефантов и компания», дескать - «порнографизм». Никакой порнографии и тем более эротики в них нет. То же самое, если обвинять в этом романы маркиза де Сада – на самом деле он писал не о сексе, а о насилии. Похожие на наши темы в песнях я обнаружил и у группы «Раммштайн». Мне всегда импонировала их музыка, ознакомившись с текстами Тиля, обнаружил и там общее. «Раммштайн» поет вовсе не для возбуждения похоти о гомосексуалистах, гермафродитах, садо-мазо-каннибалах и т.д. Соответствует текстам и предельно скандальный, откровенный видеоряд некоторых клипов. Как и у нас – здесь стремление ткнуть носом трусливое и самодовольное общество в те проблемы, которые табуируются и замалчиваются, но остаются актуальными для всех. Сквозь тему сексуальных перверсий - о конфликте личности с окружающими, об отчуждении, о нелепых ограничениях, ханжестве, лицемерии и давлении социума…

Ответная агрессия индивидуума выражается в сексуальных перверсиях и девиациях – копрофагия («В вагоне головном», «Пей мочу!»), геронтофилия («Геронтофил»), онанизм («Онанисты»), педофилия («Дед-педофил»), инцест и зоофилия («Зоофил»), девичий суицид на почве сексуальной непривлекательности («Излишний вес»). Эти песни - первая ударная часть альбома. Именно животрепещущая для всех обитателей Земли тема половых взаимоотношений сделала коллектив «Элефантов и компания» таким скандальным и провокационным. «Я выбираю шоковую тактику!» - говорил в интервью Дэвид Боуи, один из самых уважаемых рок-творцов. Мы тоже. Я и моя группа.

«Мы в вагоне головном угощаем всех говном!». Знаменитый припев из первой песни, полный залихватского куража пришел из юношеской поэзии легендарного Игоря Эпанаева. Загадочно «вписался» и дал название как альбому «Мы в вагоне головном», так и заглавной песне. Основные три мажорных аккорда – залог шлягера. Самая модная тема альбома, с энтузиазмом исполняемая на всех концертах группы, и так же воодушевленно воспринимаемая слушателями. Визитная карточка коллектива.

Немного особняком стоит в альбоме «Случай на стройке» - стилизация под ретро-эстрадный шлягер. В песне повествуется о трагичном несчастном случае – нелепейшая гибель девушки на глазах школьника-воздыхателя. С ностальгирующим кларнетом Влада Кулькова (группа "Поиграй с барсучком"), клавишные проигрыши в духе индийского кино. Песня решена в провокационно-постмодернитском ключе, это очередной смелый эстетический эксперимент группы. Совершенно ужасная по сути своей история! Вспомним Эдгара По, который вывел, что самый яркий и эмоциональный в мировой литературе образ – это образ "умирающей невесты". Можно поспорить, ведь в данной песне происходит не менее трагический случай нелепой и случайной гибели на глазах наивного подростка девушки, его первой трогательной любви. Но вместо ожидаемых клише типа драматического нагнетания атмосферы, мрачной тяжести или пафоса оркестровой аранжировки – звучит насыщенная, солнечная и радостная музыка. "Птички поют"… Фрагмент из произведения, известного всем как заставка знаменитой советской передачи "В мире животных". Нарочито стебущийся голос вокалиста добивает «здравый смысл», и слушатель понимает, что происходит что-то «не то». Нечто, диаметрально противоположное ожидаемому; дерзкий срыв шаблона. В лингвистике есть такое понятие, как «оксюморон», когда смысл слова меняется на противоположный: сравните - "чествовать героя" и - "чествовать проказника"; "осчастливить проблемой" и тому подобное. Мы в своем стиле - устроили ломку стереотипа. Ужас экзистенции, бессилие человечка перед ухмыляющимся демоном "злого рока", выраженное в том числе и в глумливой манере пения - мы еще те виртуозы парадоксов! Честно скажу, мы не имеем частенько готовых решений, а скорее нарочито сбиваем с толку… Дух экспериментирования, в угоду которому приносится цельность и образность. Поэтому нам остро необходим искушенный слушатель, подготовленный и готовый к сотворчеству, нелинейному восприятию. В одной из работ в духе «творческого манифеста» братьев Стругацких говорится о «квалифицированном читателе». Надеюсь тот, кто читает эти строки – наш «квалифицированный слушатель», именно тот «пониматель», про которого писал Михаил Веллер.

Вообще автор текста «Случай на стройке» поэт и музыкант Тимур Таренович - еще тот мастер жутких "любовных" историй, выполненных в ключе «черного юмора». Еще одна песня нашего альбома "Излишний вес" на его стихи - самоубийство комплексующейся девушки. Самая большая по длительности трека работа на этом альбоме - название обязывает. И опять - нетривиальное решение. Образность стихов вторгается в музыку. Трехаккордный рок-н-ролльный мажорный рифф куплета неожиданно дополняется хроматическими заглушенными паверкордами, тяжелым металлическим "мясом". И припев продолжает эту линию – происходит напряженная смена тональности (транспонирование на тон вверх) и звучат мрачные диссонансы. Нарочито затянутые проигрыши придают дополнительную тяжесть музыке; плюс четыре тональности, использованные в композиции. Короче говоря - "Излишний вес"!

Далее следуют несколько песен, иных по тематике; так сказать, «старые» темы, написанные еще в девяностые годы. Здесь идет больший упор на музыкальный язык. Патетичная (для кого-то может быть и помпезная…) «Возьми себя в руки» и апокалиптический «Космический монстр» - звучат может даже архаично для современного слушателя. Первая как дань уважения семидесятым и началу восьмидесятых – размеренный хард-н-хэви с мужественным текстом и манерой исполнения, вторая – тяжелая музыка более позднего времени, неистовой эпохи трэша, дэта и блэка. Аскетичные суровые риффы, насыщенная партия ударных и прихотливо разворачивающаяся, словно сюжет детектива, аранжировка. Инструментальная пьеса «По пути в Калифорнию» - солирующая партия гитары целиком исполнена замечательным и сочным электрогитарным приемом «тэппинг» - обе руки музыканта извлекают ноты непосредственно на грифе. Признанный мастер такой игры – джазовый гитарист Джонсон. С композицией «По пути в Калифорнию» связан некоторый курьез. Сочиняя ее, я вообще-то и не думал заимствовать что-то у Баха. Только через какое-то время заметил, что похоже! Почти что цитаты.. Когда сочинял – блин, что-то уж до боли знакомое из классики, ведь слышал это все уже… Решил, что просто расхожие ходы и не стал углубляться. На самом деле возникло то, что можно назвать опосредованное влияние. Интересная вещь! «Средой» оказалась музыка Ингви Мальмстина, его легендарная разработка – стиль «неоклассик метал». Я в свое время достаточно активно штудировал нотный сборник электрогитарного маэстро "This is my way of playing Guitar" - изучал его стиль, в основе которого стоит необычное до поры до времени для рок-музыки сочетание гармонического и натурального минора плюс использование арпеджио по полууменьшенным аккордам. Сочиняя в духе заветов мастера гитары, я и придумал эту композицию. Недавно, слушая органную музыку Баха, я обнаружил, откуда "уши торчат". Не буду уж называть конкретную композицию великого композитора…

Последние композиции альбома – версии знаменитых песен «Анархия в Объединенном Королевстве» «Секс пистолзов» и «Беги как черт» «Пинк Флойда»; за ними следует финальная романтическая рок-баллада «Галатея». Они логически заканчивают и оформляют такой непростой для восприятия альбом, не давая ему развалиться на набор самостоятельных песен. (Т.е. потерять цемент «Святого Духа» - идеологии). Две такие разные группы – грубый, примитивный и драйвовый «Секс Пистолз» и рафинированные интеллектуалы из навороченной арт-роковой команды «Пинк Флойд». Но и в этом содержится определенный символизм! Вокалист первых, Джонни Роттен выступал в майке «Я ненавижу Пинк Флойд», и в то же время продюсер последних сотрудничал с этими героями панк-революции. Две такие музыкальные и идеологические крайности в рок-культуре, а между ними, как полюсами, расположены творческие поля, разрабатываемые группой «Элефантов и компания». Обратите внимание – тексты обеих групп созвучны концепции «Элефантов и компания»: «Я антихрист, я анархист!.. Я хочу разрушать!» - плюется в лицо государству, «фашистскому режиму» монархической Великобритании Джонни Роттен. «Пинк Флойд», на протяжении всего концептуального альбома «Стена» до невыносимости депрессивен - чтобы в этой, предпоследней знаковой песне громко кричать: «Беги! Беги! Беги как черт!» Вспомним, знаменитая «Стена» о том же, что и песни «Элефантов и компания» – конфликте и метаниях личности в условиях современного общества. И предпоследняя наша песня «Беги как черт!» подытоживает альбом своим призывом бежать прочь от этого жестокого мира, взяв с собой только «герл-фрэнд» и ничего более… К тому же в нашем исполнении «Анархии» есть юмористический подтекст. Если прислушаться – Джонни Роттен в припеве этой песни мажет «мимо нот». Мы же в припеве Пашу (который «нормально» вообще-то поет) усилили сразу двумя бэк-вокалистами: Виктором Кичкаревым (более десяти лет пел в городском хоре «Воскресение»,) и Юлией Прокоповой (пошла учиться на оперную певицу в Петрозаводскую консерваторию). Сделали звучно и чисто. В пинк-флойдовской теме чувство юмора нам тоже не изменило: финальное соло ничего общего с оригиналом не имеет, а под конец звучит экспериментальное полукакофоническое переплетение сразу шести записанных гитар, не считая баса). И еще штрих, добавляющий нюансы в общую картину – при исполнении «Анархии в Соединенном Королевстве»» мы сознательно выбрали аранжировку не оригинала, а кавер-версии этой песни, сделанной американской хэви-н-трэш-металлической группой «Mегадет». У них звучит гораздо лучше оригинала и добавляет перчику! Плюс большее разнообразие жанров. И - международный момент! Конечно же, американцы спели свою «анархию», переделав в тексте лишь U.K.(Объединенное Королевство) на U.S.A.(Соединенные Штаты Америки). Ну а мы, разумеется, спели про нашу анархию, в R.F. (Российская Федерация).

Если использовать комплексный подход – совместно оценивая и музыку, и поэзию, и идеологию (то самое триединство, которое я назвал «Отцом», «Сыном» и «Святым духом» рока), то творчест

во музыкального коллектива “Элефантов и компания» можно определить было бы в итоге как «арт-панк-рок». Парадоксальное на первый взгляд сочетание; не спорю, кое-кого может озадачить или даже возмутить. Я этот посыл зашифровал в самом альбоме, в структуре его. Многие отнесут группу «Элефантов и компания» к панк-культуре - ну где же еще поют не просто песни, а целые подчас гимны экскрементам, и с таким задором? Конечно, такие тексты и эстетика – явный атрибут панк-рока. И вообще, все идеологические формальности тематики панка соблюдены во многих других песнях альбома, не только в «Вагоне головном», в котором «…угощаем всех говном». А причем тут «арт»? Посмотрим определение в словаре…

Признаки арт-рока налицо в песнях нашего альбома: стилевое разнообразие, техничные партии баса и соло (например, в «Бей пидорасов!»), инструментальная пьеса в стиле «неоклассик метал», сложная аранжировка в рок-балладе «Галатея», где используется акустическая гитара, оперный вокализ, флейта и хор. Налицо стилевое разнообразие группы! Непростой музыкальный язык, песни с двойным или даже тройным дном, разноплановые тексты, постмодернистский юмор…

И как раз сейчас поговорим о финальной песни альбома – этой самой «Галатее», самой концептуальной из концептуальных; самой неожиданной композиции альбома. В ней основной идеологический и философский мессидж альбома. Альбом бы звучал бессмысленно, если бы закончился на деструктивных призывах «Секс пистолз» и упадничестве «Пинк Флойда». Это был бы не творческий, созидательный подход; или, как сейчас стали выражаться в России – некреативный))) И вообще, я часто задаюсь вопросом - зачем выходить на сцену, быть рок-музыкантами, если сказать в общем-то - нечего?! К чему весь этот сыр-бор?

Кто-то, не подумав, руководствуясь лишь первыми композициями, может и вовсе решить, что наша группа лелеет отклонения в человеческой сексуальности. Что по нам плачет приемный кабинет психиатра. Лирическая песня «Галатея» - ключ ко всему альбому. Как ключ – она и выделяется на фоне остальных, роковых, громких песен. Насыщенная аранжировка, усложненная для рок-музыки гармония, лирический текст, всякие «красивости» и «вкусности» в гитарных и клавишных соло… Она как песня, закончившаяся не на тоническое трезвучие, а на септаккорд. Незаконченная песня, недоигранная гамма создает ощущение просторной открытости, дороги, уходящей вдаль, зовущей… Слово «Галатея» нигде не фигурирует в тексте песни, но… Вспомним древнегреческий миф о Пигмалионе и Галатее. Пигмалион – художник-бунтарь, символ современного рок-музыканта, отринувшего каноны общепринятой красоты и создавший свою красоту – скульптуру выдуманной Галатеи, в которую влюбился; и она ожила! В нашей песни ожил целый мир, порожденный творческой фантазией художника, и в нем нашлось место тихой и скромной девушке; может быть, той самой пинкфлойдовской «герл-фрэнд»... Художник – как создатель собственного мира, новой реальности… Вот мы об этом и хотим сказать – призвать идущих с нами и за нами людей к творчеству! А еще лучше скажет мой друг и соратник Тимур Таренович, литератор и лидер рок-группы «Желтый дом», в своем «Манифесте Союза друзей слона Джамбо»:


Хочу отметить, что я не призываю подобно французскому поэту Бодлеру окончательно уйти в свою личную «башню из слоновой кости» и там, вдалеке от мирской суеты и пошлости заниматься творчество и искусством. Мы живем в реальном мире, и фантазии, конечно, не панацея от его дурных и неприятных сторон. Я сам активно участвую в акциях протеста, участвую в деятельности левых сил… Творческая самореализация – это замечательно, но не все. Полнота жизни может быть раскрыта только в борьбе. Нужно отстаивать свою право на творчество, на радостную и одухотворенную жизнь. Быть достойным человеком, хоть и это порой так не просто. Да прибудет с вами внутренний свет!


Вадим Элефантов, 2015

20
0
178
Give Award

Вадим Элефантов

Друк слана Джамба!

Other author posts

Comments
You need to be signed in to write comments

Reading today

Я только малость объясню в стихе
Рудбекия (Золотые шары)
Ryfma
Ryfma is a social app for writers and readers. Publish books, stories, fanfics, poems and get paid for your work. The friendly and free way for fans to support your work for the price of a coffee
© 2024 Ryfma. All rights reserved 12+