·
5 min read
Слушать

ОЧКОВЫЕ И ОЧКУЮЩИЕ

ОЧКОВЫЕ И ОЧКУЮЩИЕ - жизнь лирика, философия, гражданская лирика, судьба, гротеск

Сколько ни меняй палача и жертву ролями, в сумме всегда на одного меньше. Что до зрителей, то их число неуклонно растёт. Общество всегда и во все времена предполагало наличие некой "справедливости", инструкцию, которую обеспечивали те, на чьей стороне была власть в данный момент. И в каждую эпоху и в каждом отдельном сообществе подобная "справедливость" формируется по разному. И нередко на основе абсолютно противоречащих друг другу критериев или религиозных доктрин. Тем не менее, суть остаётся одной и той же: неугодных наказывают, порицают, а нередко и казнят физически. И чаще всего именно их, борцов за "справедливость". Палачом при этом выступает "канонизированная добродетель". И не важно, что через пару десятков лет эта самая добродетель может быть объявлена преступлением, а жертвы реабилитированы.

Как же такое возможно? Почему человечество наступает на одни и те же грабли снова и снова? Что с нами не так? Почему всегда и везде находятся правые и неправые и почему большинство всегда и везде подчиняется меньшинству? Трусливое большинство беспринципному и алчному меньшинству? Неужели так будет всегда? И неужели за всем этим кроется лишь некая "поучительная" воспитательная мораль, будь она неладна? Кармические парадоксы и круги Ада Самсары? Мы что, все в исправительно-трудовом учреждении? Отбываем свои срока согласно вынесенному приговору и наше выживание на этой зоне зависит лишь от нашей способности приспосабливаться? И потому одному "выпадает" быть "паханом" а другому "шестеркой"? Что не так с нашим миром?

Пытаясь объяснить себе и другим что происходит, мы часто ссылаемся на теорию "всемирного заговора". Но чем больше я думаю на этот счёт, тем больше убеждаюсь, что присутствие этого явления во всех сферах нашей жизни весьма преувеличено. Да и далеко не всё способно расставить по своим местам.

Всё дело в нас самих. Мы сами предоставляем привилегии кому-то другому распоряжаться нашей судьбой. Сами отдаём последнее. Сами ложимся под танки. Сами убиваем когда и кого скажут. Сами отнимаем последнее. Сами высказываемся "за" или "против", сами преследуем инакомыслящих и сами ложимся на плаху. Мы сами делаем всё это. Но обвиняем при этом других. Всегда. Богатых, беженцев, мусульман, евреев, коммунистов, империалистов. Всех кого угодно, только не себя. Мы всегда правы. И всегда неправы другие. И потому мы наступаем на одни и те же грабли. Из века в век и из тысячелетия в тысячелетие. Но сколько ни меняй палача и жертву ролями, в сумме всегда на одного меньше.

Что до зрителей, то их число неуклонно растёт. И не нужно ждать и пугаться Апокалипсиса. Мы уже в нём, в самом его эпицентре. Достаточно лишь посмотреть вокруг. Некоторые замыкаются в себе, другие лезут на "передовую", третьи вообще мародерствуют. Но общество лишь больше и больше погрязает в "несправедливости", логически вытекающей из пресловутой "справедливости".


И пока мы не поймём, что таковой не существует, да и не может существовать, всё останется по прежнему. Мы продолжим осуждать и уничтожать друг друга за инакомыслие или разницу в распределении благ. Так ведь проще, чем пытаться что-то изменить. Грабить награбленное и требовать справедливости. Требовать от тех, кто и слова такого не имеет в своём лексиконе.

Мы - дети абсурдного времени. Нас научили тому, что все имеют право на труд, свободу слова и частную собственность. Но не научили как всем этим пользоваться. Только и всего. Этакий образ Крыловской "обезьяны и очков". В кулуарах бескрайней библиотеки, полной бесценной мудрости. К сожалению, мы не только не знаем к какому месту приложить эти самые очки, даже если бы и знали, мы и читать-то не умеем. А зачем? Достаточно ведь просто слушать того, кто "знает" и делать то, что он скажет. Так проще. Проще сравнивать что у кого есть, чем попытаться изменить эту многовековую традицию. Проще требовать от других, чем заставить себя самого. Проще ждать и надеяться, чем действовать и меняться. 

В "Кроликах и удавах" Фазиля Искандера, кстати, прекрасно описывается зависимость "несправедливостей" и "справедливостей" между собой. Также концепция изобилует гротеском и в отношении между меньшинством и большинством. Но в отличии от Фазиля Искандера и принимая во внимание наше истинное происхождение, мне представляется более упрощенная схема: вместо удавов - очковые обезьяны, вместо кроликов - очкующие. Есть ещё и те, что соблюдают нейтралитет, но для того чтобы позволить себе такую роскошь нужно быть размером с слона. И потому остановимся на первых двух. Далее можно по тексту оригинала: "...Интересно, что и кролики, и удавы сожалеют о старых добрых временах. Деятельность Возжаждавшего теперь, когда удавы душат всех подряд, имеет «все меньше и меньше успеха». Кролики идеализируют эпоху гипноза, потому что тогда умирающий не чувствовал боли и не сопротивлялся, удавы — потому что было легче ловить кроликов, но и те и другие сходятся на том, что раньше был порядок."

Так что гипноз или анархия выбирать нам с вами. Очковым и очкующим.

Если вам дорога система как таковая. Преступления и наказания. Остальное нам пока недоступно. Мы ещё не прошли уровень собственной идентификации в этой системе, куда уж нам до следующей.


0
0
45
Give Award

Other author posts

Comments
You need to be signed in to write comments

Reading today

Ароматное цветение сирени
Ryfma
Ryfma is a social app for writers and readers. Publish books, stories, fanfics, poems and get paid for your work. The friendly and free way for fans to support your work for the price of a coffee
© 2024 Ryfma. All rights reserved 12+