4 мин
Слушать

Лестница

Сколько раз я проходил мимо!

Дворец пионеров.

Колонны.

Скульптуры у входа.

Мраморная лестница…

Там, на четвёртом этаже, в окнах видны мольберты.

Громадная гипсовая голова смотрит на меня из окна…

Сколько раз я проходил мимо!

Сколько раз мне хотелось подняться!

Один раз я уже вошёл в вестибюль.

Стоял и смотрел на лестницу.

Лестница блестела, а посередине лестницы был ковёр.

Мне хотелось подняться.

Туда.

На четвёртый этаж.

Где в окне видны мольберты.

Где эта громадная гипсовая голова…

Я стоял раскрыв рот и смотрел на лестницу.

Я не решался подняться.

Ребята поднимались и спускались по этой лестнице.

Они так просто ходили по ней!

Смеялись и разговаривали.

А некоторые бежали.

А некоторые прыгали через две ступеньки…

Нет, я не мог подняться!

Я представил себе: я поднимаюсь… туда… на четвёртый этаж… где мольберты…

Ах, это вы! — скажут мне. — Мы ждём вас!

Это вы нарисовали Рембрандта на стене?

Вы знаете, это замечательно!

Мы будем счастливы, если вы… со своей стороны… соблаговолите… заниматься, так сказать, в нашей студии.

Таких талантов нам как раз и не хватает».

А я скажу:

Пожалуйста, я могу заниматься, мне ничего не стоит… я для этого в общем-то и пришёл, собственно говоря… увидел в окне мольберты и зашёл; дай, думаю, посмотрю, что там делается…» А что, если мне скажут:

Ой,

Господи!

Вы видели, какой он нарисовал кошмарный рисунок?

И он ещё пришёл сюда!

Да он с ума сошёл!

Уходите скорее и не мешайте нам работать».

Тогда что я скажу?

Вот в том-то и дело!

Лучше туда не идти.

Кто их знает?

Пётр Петрович говорил:

Ребята!

Я скоро вести буду студию.

Я вас возьму к себе».

Но он умер.

Конечно, он взял бы меня.

Он меня ведь хвалил.

Вы помните, как он сказал тогда про мою золотую руку?

Он непременно бы взял меня.

И Альку бы взял.

Но он умер.

А если я сам пойду?

Поднимусь на четвёртый этаж.

Разве я плохого Рембрандта нарисовал?

А

Летучий голландец»?

Тогда почему мой рисунок в Англию послали?

И лестница мне не казалась такой уж особенной.

Нужно было подняться по ней.

Вот и всё…

А если мне только кажется, что у меня

Летучий голландец» получился?

И кажется, будто Рембрандт получился?

А в Англию, может быть, мой рисунок послали, потому что у них других рисунков не было?

А Олив Нивс ведь девчонка… Что они понимают, девчонки!..

Уходит опять эта лестница.

Нет, я не был уверен.

Я просто не был уверен.

А все те, кто бежали по лестнице, и все, кто сидят сейчас в студии и рисуют, они все, наверное, уверены, раз сидят там сейчас и рисуют.

А я иду мимо.

Вчера и сейчас, каждый день иду мимо.

Но в то же время разве стал бы я рисовать такого громадного Рембрандта во всю стену, до потолка, если я не уверен?

Разве я покупал бы рамы?

Зачем мне тогда рамы, если у меня никогда картин не будет?

Нет, я был уверен.

Я был во всём уверен…

Это всё приходило мне в голову.

И уходило.

Как эта самая лестница.

И вот я иду опять мимо.

А навстречу мне идёт Мария Николаевна.

— Здравствуйте,

Мария Николаевна, — говорю я.

— Здравствуй,

Витя, — говорит она.

И останавливается.

— Вот это погода! — говорю.

— Отличная погода, — говорит Мария Николаевна.

— Совсем нету ветра, — говорю я.

— У моряков, кажется, говорится: штиль? — говорит она. — На море штиль, не так ли?

— А когда ветер — норд, — говорю я.

— Ах, этот норд, — говорит Мария Николаевна. — У меня в комнате два стекла выбил этот норд…

— И у нас стекло выбил, — говорю я, — одно стекло выбил…

— Как поживаешь,

Витя? — говорит Мария Николаевна, как будто мы с ней сто лет не видались. — Рисуешь всё, рисуешь… Нет, у тебя, конечно, есть способности, а когда человек со способностями… ведь это счастье… творческое начало в человеке… искусство — большое дело…

Чего, думаю, она мне про эти способности говорит, я и сам знаю, что у меня есть способности.

Вот сейчас мне про искусство говорит, а завтра мне двойку поставит.

А она говорит:

— Нужно непременно развивать свои способности.

Способности нужно непременно развивать.

Учиться нужно.

А как же?

Путь к мастерству долог… Я помню, один мой знакомый…

Вовсе мне не интересно про её знакомого слушать.

Я и сам знаю, что способности развивать надо…

— Пойдём,

Витя, со мной вот сюда, в этот дом, я тебя познакомлю… Он таких вот ребят учит… в студии… Может быть, и тебе полезно… Ты, кстати, не ходишь в студию?

Мы вошли в это парадное.

И стали подниматься по лестнице.

Ей трудно было подниматься.

Она ведь старенькая.

И мы поднимались медленно.

0
0
Подарок

Другие работы автора

Комментарии
Вам нужно войти , чтобы оставить комментарий

Сегодня читают

Север
Дикие лебеди
Любовь как сон
Ryfma
Ryfma - это социальная сеть для публикации книг, стихов и прозы, для общения писателей и читателей. Публикуй стихи и прозу бесплатно.