Давным-давно жил человек из племени киратов по имени Чукмиба.
Был он не по годам умен и смекалист и потому, хоть и чтил обычаи старины, не больно считался с поверьями да приметами, почитая их за пустые бредни.
После того как Чукмиба женился, вскорости должен был он, как это принято, совершить обряд дулан - отпустить жену погостить к ее родным.
А у них в деревне установился такой порядок: день, когда надлежало отправляться молодой в родительский дом, обычно определял местный звездочет, пандит Джок-хана.
Поэтому и ждали соседи, что Чукмиба пригласит к себе досточтимого пандита, дабы испросить у него совета.
Однако тот и не подумал обращаться к звездочету.
Чукмиба сам выбрал подходящий день, и с утра пораньше, захватив подарки для тестя и тещи, они вместе с женой отправились в путь.
Узнали об этом соседи и только руками развели:
- Ну и дерзок этот Чукмиба!
Смотри ты, своим умом хочет жить!
А пандит Джокхана, узнав, что Чукмиба с женой ушли, не посоветовавшись с ним, впал в страшную ярость и решил отомстить дерзкому парню.
Не долго думая он бросился в погоню по горной тропе вслед за молодоженами и очень быстро нагнал их.
Как раз в это время жена Чукмибы захотела пить.
Солнце стояло высоко, отчаянно припекая, и с каждым шагом жажда мучила женщину все сильнее и сильнее.
В конце концов молодая уселась под деревом и заявила, что не сдвинется с места до тех пор, пока ей не дадут напиться.
Отправился Чукмиба за водой, да разве легко найти ее в горах!
Лазил, лазил парень, в конце концов увидел банановое дерево, сделал надрезы на стволе и стал собирать живительный сок, чтобы напоить им жену.
Тем временем коварный Джокхана, приняв образ Чукмибы, приблизился к молодой женщине и протянул ей кувшин с водой.
- Вот, попей женушка!
Да и в путь пора, а то нам еще целый день идти.
Утолила жажду молодая и зашагала вместе с мужем дальше.
И невдомек ей было, что шел с ней рядом теперь не Чукмиба, а хитрый пандит, колдовством своим превратившийся в ее мужа.
А Чукмиба собрал сок из ствола банана и заторопился к тому месту, где оставил жену.
Добежал до дерева, под которым она сидела, смотрит, а там никого нет.
Долго Чукмиба кричал и звал жену, но отвечало ему только горное эхо.
Должно, так измучилась бедняжка от жажды, что не выдержала и бросилась со скалы',- подумал Чукмиба и взглянул на небо, ища там коршунов, первых вестников смерти.
Но небо было чистое.
Слава богу, стервятники не кружат, значит, жена моя жива!
Поднимусь-ка я на вершину, оттуда наверняка увижу ее, где бы она ни была'.
Чукмиба вскарабкался на ближайшую гору, осмотрелся и вдруг далеко внизу на дороге увидел двух путников.
- Эге, да никак кто-то похитил мою жену! - вскричал он в гневе.- Ну погоди, негодяй, далеко тебе все равно не уйти! - И парень бросился догонять шагавших по дороге.
Он бежал очень быстро, и не прошло и часа, как он нагнал свою жену и пандита.
Когда Чукмиба был уже настолько близко, что мог рассмотреть лица людей, он вдруг в изумлении застыл на месте: его жена шла об руку... с ним самим!
У бедного кирата даже в глазах зарябило.
Уж не сон ли ему видится?
А может, он и вовсе с ума спятил?
Сорвал Чукмиба листок титепати и принялся жевать его.
Во рту до того горько стало, что Чукмиба еле отплевался.
Поглядел опять на идущих: точно, он с женой по дороге шествует.
Да что же происходит, на самом деле?!
Опять потряс головой, потом сорвал стебелёк гаи-де-джахара, размял в пальцах и поднес к носу.
Тьфу!
Вонь такая, что дух перевести невозможно!
Значит, точно, не сон все это и не видение!
Выходит, кто-то принял мой образ и обманул жену, а она, бедняжка, даже и не подозревает этого',- подумал Чукмиба и опять бросился вслед уходящим.
Очень скоро он нагнал их, схватил жену за руку и закричал:
- Ну-ка взгляни хорошенько, с кем ты идешь?
Оглянулась молодая, видит, за руку ее еще один Чукмиба держит!
Тут уж она глаза выпучила и язык у нее отнялся.
- А ну иди за мной, не видишь разве, что это плут и обманщик! - кричит Чукмиба.
- Да не слушай его, женушка, он сам надуть тебя хочет! - завопил в ответ Джокхана.
- Ах ты, мерзавец! - взорвался Чукмиба. - Я - законный муж этой женщины, а не кто-нибудь еще!
С этими словами кират размахнулся и влепил здоровенную оплеуху хитрому пандиту.
А тот не долго думая залепил ему ответную.
Тогда кират схватил Джокхану за волосы и ткнул его лицом в скалу, но пандит вцепился противнику в горло, пытаясь задушить его.
Неизвестно, чем кончилась бы эта драка, не появись тут вдруг божество, которое обитало в здешних горах.
- Что за шум в моих владениях?! - вскричало божество.- Остановитесь-ка да расскажите толком, что тут случилось и чего вы не поделили?
Джокхана вытер кровь с лица и поспешил сказать первым: - Я шел со своей женой по этой дороге.
Вдруг подбежал этот мерзавец, схватил ее за руку и потащил за собой...
- Да врёт он всё, это моя жена! - перебил его Чукмиба.- Мы с ней только-только поженились и отправились к её родителям.
По дороге она захотела пить, я ушёл искать воду, а тем временем этот негодяй, приняв мой образ, похитил у меня жену.
Так как же мог я не всыпать ему?
Выслушав их, божество сказало:
- Оба вы утверждаете, что женаты на этой женщине.
И она не может рассудить, кто из вас настоящий муж потому, что вы похожи друг на друга как две капли воды.
Но есть способ установить правду...- И божество показало на кувшин с тонким длинным носиком.- Видите этот кувшин?
Так вот, кто из вас сумеет пролезть через его носик, тот и есть настоящий муж этой женщины.
Ну это для меня пустяк',- обрадовался Джокхана, мигом превратился в червя и без труда пролез через тонкий носик кувшина.
Когда настала очередь Чукмибы, тот сказал:
- Вот так правосудие!
Да разве простому смертному пролезть через носик кувшина!
Я - обыкновенный человек, не искушенный в колдовстве, и потому моими судьями могут быть только обыкновенные люди.
Я требую суда панчей.
Согласилось божество, и отправились все к панчам в ближайшую деревню.
Когда собрались старейшины, божество обратилось к их главе - мукхию.
- Вот эти двое,- сказало оно, показывая на Чукмибу и Джокхану,- подрались из-за этой женщины.
Они так похожи друг на друга, что женщина сама не может решить, кто же из них ее настоящий муж.
Спорящие - люди, поэтому им нужен ваш суд.
Тут Джокхана и Чукмиба стали доказывать панчам свое право на женщину.
Выслушали их панчи и, узнав, что Джокхана пролез через носик кувшина, а значит, сведущ в колдовстве и может принять облик другого, решили дело в пользу Чукмибы.
Так панчи вернули Чукмибе жену и доказали, что людской суд - самый правый.