Дорогое имячко

Это еще в те годы было. когда тут стары люди жили.

На том, значит, пласту, где поддерново золото теперь находят.
Золота этого... кразелитов... меди... полно было.

Бери, сколько хочешь.

Ну, только стары люди к этому не свычны были.

На что им?

Краэелитами хоть ребятишки играли, а в золоте никто и вовсе толку не гнал.

Крупинки желтеньки да песок, а куда их?

Самородок фунтов несколько, а то и полпуда лежит, примерно, на тропке, и никто его не подберет.

А кому помешал, так тот его сопнет в сторону - только и заботы.
А то еще такая, слышь-ко, мода была.

Собираются на охоту и наберут с собой этих самородков.

Они, видишь, маленькие, а увесистые.

В руках держать ловко и бьют емко.

Присадит таким, так большого зверя собьет.

Очень просто.

Оттого нынче и находят самородки в таких местах, где бы вовсе ровно золоту быть не должно.

А это стары люди разбросали, где пришлось.
Медь самородну, ту добывали маленько.

Топоры, слышь-ко, из нее делали, орудию разную.

Ложки-поварешки, всякую домашность тоже.

Гумешки-то нам от старых людей достались.

Только, конечно, шахты никакой не били, сверху брали, не как в нонешнее время.
Зверя добывали, птицу-рыбу ловили, тем и питались.

Пчелы дикой множина была.

Меду-сколько добудешь.

А хлеба и званья не было.

Скотину: лошадей, напримерно, коров, овцу - не водили.

Понятия такого у них не было.
Были они не русськи и не татара, а какой веры-обычая и как прозывались, про то никто не знает.

По лесам жили.

Однем словом, стары люди.
Домишек у них либо обзаведенья какого - банешек там, погребушек - ничего такого и в заводе не было.

В горах жили.

В Думной горе пещера есть.

С реки ход-от был.

Теперь его не видно, - соком завалили.

Поди, сажен уж на десять.

А самоглавная пещера в Азов-горе была.

Огромаднейшая - под всюе гору шла.

Теперь ход-от есть, только обвалился будто маленько.

Ну, там дело тайное.

Об этом и сказ будет.
Вот живут себе стары люди, никого не задевают, себя сильно не оказывают.

Только стали по этим местам другие народы проявляться.

Сперва татара мимо заездили: по подгорью от Думной горы к Азов-горе тропу протоптали.

С полдня на полночь, как из оружья стрелено.

Теперь этой тропы не знатко, а старики от дедов своих слыхали, будто ране-то видно было.

Широкая, слышь-ко, тропа была, чисто трахт какой, без канав только.
Ну, ездят и ездят татара.

В одну сторону одни товары везут, в другу-други, а насчет золота ничего.

Видно, сами не толкуют, либо случая такого не подошло.

Стары люди сперва прихоронились.

Потом видят, - никто их не задеват-стали жить потихоньку.

Птицу-рыбу полавливают, золотыми камнями зверя глушат, медными топорами добивают.
Вдруг татара что-то сильно закопошились.

Целыми утугами на полночь пошли, и все с копьями, с саблями, как на войну.

Мало спустя обратно побежали.

Гонят, свету не видят.

А это Ермак с казаками на Сибирь пришел и всех тамошних татар побил.

Которые пособлять своим приходили, и тех до смерти перепугал.

Как дело тогда внове было - из оружья стрелять, татара
этой стрельбы и забоялись.
Казаки, слышь-ко, ране вольные были, и на Сибирь они уж проданные пришли.

Купцам продалися, а царь их во все задарил.

Набольшему - Ермаку-то - свою серебряную рубаху царь послал.

Так Ермак той рубахи с себя не сымал.

Гордился, значит.

Так и утоп в ей - в царском-то подаренье.

Как умер Ермак, тут баловство и развелось.

Ну, мало ли худых людишек к казакам налипло.

Они и давай хозяевать, как кому любо.

Возьмут, кого им надо, за горло.
Подавай того-другого.

Баб хватают, девчонок, вовсе подлетков и протча.

Однем словом, баловство развели -хуже некуда.

Одна такая ватажка и объявилась в здешних местах.

Небольшая ватажка,-пеши пришли; а вожак, видать, грабастенькой попался.

Эти сразу золото сметили.

Хватовщина пошла, чуть до смертоубойства не дошло.

Потом образумились, видят - золота много, с собой не унесешь.

Что делать?

Туда-сюда зачали соваться, нет ли где жила близко, лошадей добыть.

И набежали так-то на старых людей.

Сейчас спрашивать, конечно:
- Что за народ?

Какой веры-племени?

Какому царю ясак даешь? - Стали так-то наступать на старых людей.

Те им свое маячат,- дескать, ваша нам не нужна, наша вам не мешает, - проходите мимо.
Казачишки опять на испуг берут.

Из оружья - пальнули.

Стары люди испужались, - в гору побежали.

Казачишки за ими, думают так и есть -победили, а не тут-то было.

Стары люди смелые были.

Это они сперва только испужались.

Думали, огонь, напримерно, с неба.

Ну, потом отошли.

И здоровые были.

Добежали, значит, до пещеры своей, да как начали казачишек золотыми камнями пушить, знай, держись.

Чуть не всех заколотили, казаков-то.

Двое либо трое все ж таки убежали.
А стары люди и гнаться за ими не думали.

Утурили - и ладно.

Пущай- де идут, куда им надо.

Лишь бы к нам больше не лезли.

Подивились на убитых, что у них нахватано у каждого желтых камешков через число, как только тащили экую тягость, а того не смекнули, на что им эти камни.

По-своему думали, что тоже для бою набрали.

Осмотрели оружья убитых, а одно было заряжено.

Вот один из старых людей вертел, вертел оружье-то, копался, копался, оно и пальнуло.

Сполоху наделало, самого маленько, ушибло, а никого не убило.

Тут стары люди и домекнули, что это не с неба огонь.

Стали доходить, как бы еще пальнуть.

Оснимали мертвых, все перещупали, осмотрели, обнюхали.

Порох нашли, свинец рубленый, а что к чему, так и не добрались.

А те трое-то, которые убежали, вышли-таки к своим.

Обсказали своему начальнику - напали, - дескать, на нас незнамые люди и чуть не всех побили; трое вот только и выбежали.
Начальник, - может, он пьяный был, - "ладно", - говорит.

Время, конечно, военное, - Сибирь покоренье-то.

Мало ли всяких случаев было.

Побили и побили.

На том дело и заглохло.

А про золото те не сказали.

Думают, так и есть - погулям, потешимся.

Только золото, оно и золото.

Хоть веско, а само кверху лезет.

Его, видишь, первым делом разменять требуется.

Тут они оха и поймали.
Хватали самородки покрупнее, а как с таким объявишься?

Сейчас спросы- расспросы, где взял...

Догадались все-таки.

Раскрошили самородки на мелочь, да и понесли купцам продавать.

А уж таиться стали один от другого.

Известно, золото.

Один к одному купцу пришел, другой к этому же и третий тоже.

Да так всех купцов и обошли.

Купцы, конечно, - с полным нашим удовольствием.

Деньги, значит, дают, а сами примечают.

Денег наменяли - куда их?

Оделись перво-наперво, как только кто удумал, и занялись пьянством да гулянкой.

Из кабака, напримерно, не выходят и кого доходя поят.

Ну, другим казакам и стало подозрительно, - откуда у людей такие деньги?

Стали дознаваться, а у пьяных долго ли...

Выведали все до тонкости и тоже ватажку сбивать стали: за золотом, значит, сходить.
Не все, конечно, казаки одинаковы были.

Один, - не знаю, как его звать- величать, - из Соликамска к ним пристал.

Пошел за хорошей жизней, а видит, тут грабеж да пьянство, и отшатился от казаков.
Услышал, что опять собираются грабить, и стал их совестить:
- Как, дескать, вам не стыдно.

Раньше купцов да бояр оглаживали, а теперь что?

У здешнего народу с кровью рвать да купцам барыш давать?

Так, что ли?
Тем, конечно, не по носу табак, а как все сооруженные, то сейчас у них свалка пошла, с саблями и другой орудией.

Ну, соликамской-от этот парень проворный был, удалой.

Ото всех отбился, только сильно его изранили.

Он в лес и убрался, чтобы его не нашли.

Леса страшные были - где найдешь!

Побегали-побегали казачишки, пошумели и разошлись, а тот, раненый-то, думает, как дальше быть?

Показаться в жиле -наверняка убьют, а то и под палача подведут - за разговор-от.

Вот и придумал:
- Пойду к тем людям, которых грабить собираются.

Упрежу их.
Дорогу он понял, куда то есть итти собирались.

Путь все ж таки не ближняя, а запасу у него, например, никакого.

Отощал в дороге, да еще и раны донимают.

Еле идет.

Полежит-полежит и опять плетется.

У самой Азов- горы - вот у того места - совсем свалился.
Увидали стары люди - чужестранный человек лежит, весь кровью измазанный, и оружье с им.

А бабы набежали первые-то.

Баба, известно, у всякого народа жалостливее и за ранеными ходить любит.

Тут еще девка случилась, ихнего старшины дочь.

Смелая такая, расторопная, хоть штаны на такую надевай.

И красивая-страсть.

Глаза, как угольки, щеки, как розан расцвел, коса до пяток и вся протча в полном аккурате.

Лучше нельзя.

Плясать первая мастерица, а ежели песню заведет с переливами, ну...

Однем словом, любота.

Одно плохо, - сильно большая была.

Прямо сказать, великанша.

И как раз девка на выданье.

Восемнадцатый год доходил.

Самая, значит, пора.

Ну, ей и приглянулся, видно, пришлый-то.

А он тоже, по-нашему, мужик рослый был.

Из себя чистый, волосом кудрявый, глаза открытые.

Ей и любопытно стало.

Пока другие бабы охали да ахали, эта девка сгребла раненого в охапку, притащила в пещеру и давай за им ходить - водой там смачивать, раны перевязывать.

Отец, мать ничего, будто так и надо.

Соседи тоже помалкивают и помогают, подают то - другое.

Бабам, вишь, жалко, а у мужиков свое на уме: не научит ли, как огонь пущать.
Раненый мало-помалу оклемался.

Видит, какие-то вовсе незнамые люди.

Рослые против наших и по-татарски бельмень.

Сам-то он марковал маленько по- татарски.

На то и надеялся, когда шел в эти места.

Ну, делать нечего, стал маяками дознаваться, как и что они прозывают.

Учиться, значит, стал по- ихнему.

А девка от его не отходит, прямо прилипла.

И он тоже человек молодой, к ей тянется.

Поправа, однако, плохо идет.

Главная причина - хлебушка у их не было.

Притащит это ему девка пищи самолучшей.

Рыбы, мяса наставит, меду чашку вскрай полнехоньку, а его с души воротит.

Ему бы хоть яшничка ломоток.

Просит у ей, а она не понимает, какой есть хлеб.

Заплачет даже.

Это она-то.

Известно, русському человеку без хлебушка невозможно.

Какая уж тут поправа.

Ну, все ж таки ходить стал и к разговору мало-мало обык, а девка обратно от его русський разговор переняла, да так скоро, что просто удивленье.

Такая уж удачливая была и, видать, не простая.

Тайная сила в ей, видно, гнездовала.
Стал -это он - соликамской-от - ходить.

Оглядел всю местность, показал, как с оружьем поступать, и весь установ объяснил, что и как.
- Эти, - говорит, - камни желтые, крупа, песок и зелененькие стеклышки - это есть вредное для вас.

Купцы раз унюхали, они уж спокою не дадут.

А до царя дойдет - и вовсе житья не станет.

Вы, - говорит, - вот что сделайте.

Камни эти, самородки-то, значит, куда с глаз уберите.

Хоть вон в Азов-гору стаскайте.

И кразелиты туда же сгребите.

А крупу и песок зарыть надо.

Снизу черной земли выворотить, чтобы травой заросло.

А пока все это не угоите, никаких чужестранных близко не подпускайте...

Чтобы нечаянно не пришли, поставьте, - говорит, - на Думной горе и на Азов-горе караулы надежные.

Пущай досматривают по дороге, не идет ли кто, а как заметят чужестранного, пущай знак подают - костерок запалят...
Девка все это растолмачила своим.

Они видят, человек для их старается - послушались.

Караулы поставили, как он сказал, а сами занялись самородное золото да кразелиты подбирать да в Азов-гору стаскивать.

Штабеля наворотили - глядеть страшно, и кразелитов насыпали, как угольну кучу.

Потом оставшую крупу и песок зарыли, а чужих на то время близко не подпускали.

Увидят с Азов-горы либо с Думной, кто идет, едет ли, - сейчас знак подадут, огнем, значит.

Все и бегут, в которую сторону надо.

Навалятся и в одночасье прикончат.

Прикончат и в землю зароют.

Оружьев они уж тогда не боялись.

Только ведь золото-то человеку, как мухе патока.

Сколь ни гинут, а пуще лезут.

Так и тут.

Много людей сгинуло, а другие идут да идут.

Это, значит, слушок про золото дальше да дальше идет.

Кто-то, видно, до царя дотолкал.

Тут вовсе худо стало - с пушками полезли.

Со всех сторон напирают.

Даром, что лес страшенный, нашли пути-дороги.
Видят стары люди - дело неминучее, сила не берет.

Пошли к раненому-то посоветоваться, как дальше быть-поступать.

А он на то время на Думной горе был.

Для воздуху его девка-то туда притащила, как он вовсе слабый стал.

Азов-гора, она сроду в лесу, а на Думной-то на камнях ветерком обдувает.

Девка и таскала его.

Отходить его все охота было.
Думали они тут целых три дня.

Оттого и гора Думной зовется.

Раньше по- другому как-то у ей имя было.

Обмозговали все по порядку и придумали переселиться на новые места, где золота совсем нет, а зверя, птицы и рыбы вдосталь.

Он же надоумил - соликамской-от - и рассказал, в котору сторону податься.

На этом дело решили и в путь-дорогу сряжаться стали.

Хотели стары люди этого своего радельца с собой унести, да он не пожелал.
- Смерть, - говорит, - чую близкую, да и нельзя мне. - Почему нельзя, этого не сказал.

А девка объявила:
- Никуда не пойду.
Мать, сестры в рев, отец пригрожать стал, братья уговаривают:
- Что ты, что ты, сестра!

Вся жизнь у тебя впереди.
Ну, она на своем стоит:
- Такая моя судьба-доля.

Никуда от своего милого не отойду.
Сказала, как отрезала.

Кремень-девка.

По всем статьям вышла.

Родные видят - ничего не поделаешь.

Простились с ней честно-благородно, а сами думают - все равно она порченая.

У которой ведь девушки жених умирает, так та хуже вдовы.

На всю жизнь у ей это горе останется.
Вот ушли все, а эти вдвоем в Азов-горе остались.

Людишки уж со всех сторон набились в те места.

Лопатами роют, друг дружку бьют.

Раненый-от вовсе ослаб.

Вот и говорит своей нареченной:
- Прощай, милая моя невестушка!

Не судьба, знать, нам пожить, помиловаться, деток взростить.
Она, конечно, всплакнула женским делом и всяко его уговаривает:
- Не беспокой себя, любезный друг.

Выхожу тебя, поживем сколь-нибудь.
А он опять ей:
- Нет уж, моя хорошая, не жилец я на этом свете.

Теперь и хлебушком меня не поправить.

Свой час чую.

Да и не пара мы с тобой.

Ты вон какая выросла, а я супротив тебя ровно малолеток какой.

По нашему закону-обычаю так-то не годится, чтобы жена мужа, как ребенка, на руках таскала.

Подождать, видно, тебе причтется- и не малое время подождать, когда в пару тебе в нашей земле мужики вырастут.
Она это совестит его:
- Что ты, что ты!

Про такое и думать не моги.

Да чтоб я, окроме тебя...
А он опять свое:
- Не в обиду, - говорит, - тебе, моя милая невестушка, речь веду, а так оно быть должно.

Открылось мне это, когда я поглядел, как вы тут по золоту без купцов ходите.

Будет и в нашей стороне такое времячко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется.

Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые расти станут.

Один такой подойдет к Азов-горе и громко так скажет твое дорогое имячко.

И тогда зарой меня в землю и смело и весело иди к нему.

Это и будет твой суженый.

Пущай тогда все золото берут, если оно тем людям на что-нибудь сгодится.

А пока прощай, моя ласковая.
Вздохнул в остатный раз и умер, как уснул.

И в ту же минуту Азов-гора замкнулась.
Он, видать, неспроста это говорил.

Мудреный человек был, не иначе, с тайной силой знался.

Соликамски-то, они дошлые на эти дела.
Так с той поры в нутро Азов-горы никто попасть и не может.

Ход-от в пещеру и теперь знатко, только он будто осыпался.

Пойдет кто, осыпь зашумит, и страшно станет.

Так впусте гора и стоит.

Лесом заросла.

Кто не знает, так и не подумает, что там, в нутре-то.
А там, слышь-ко, пещера огромадная.

И все хорошо облажено.

Пол, напримерно, гладкий-прегладкий, из - самого лучшего мрамору, а посредине ключ, и вода, как слеза.

А кругом золотые штабеля понаторканы как вот на площади дрова, и тут же, не мене угольной кучи, кразелитов насыпано.
И как-то устроено, что светло в цещере.

И лежит в той пещере умерший человек, а рядом девица неописанной красоты сидит и не утыхаючи плачет, а совсем не старится.

Как был ей восемнадцатый годок в доходе, так и остался.

Охотников в ту пещеру пробраться много было.

Всяко старались.

Штольни били - не вышло толку.

Даже диомит, слышь-ко, не берет.

Хотели обманом богатство добыть.

Придут это к горе, да и кричат слова разные, как почуднее.

Думают, не угадаю ли, дескать, дорогое имячко, которое само пещеру откроет.
Известно, дураки.

Сами потом как без ума станут.

Болбочут, а что - разобрать нельзя.

Имена, слышь-ко, все выдумывают.

Нет, видно, крепкое заклятие на то дело положено.

Пока час не придет, не откроется Азов-гора.

Одинова только знак был.

Это когда еще батюшка Омельян Иваныч объявился и рабочие на Думной горе собираться стали.

Так вот старики наши сказывали, будто на то время из Азов-горы как песня слышалась.

Розно мать с ребенком играет и веселую байку поет.
С той поры не было.

Все стонет да плачет.

Когда крепость сымали, нарочно многие ходили к Азов-горе послушать, как там.

Нет, все стонет.

Еще ровно жалобнее.
Оно и верно.

Денежка похуже барской плетки народ гонит.

И чем дальше, тем ровно больше силу берет.

Наши вон отцы-деды в мои годы по печкам сидели, а я на Думной горе караул держу.

Потому каждому до самой смерти пить-есть охота.
Да, не дождаться мне, вижу, когда Азов-гора откроется...

Не дождаться!

Хоть бы песенку повеселее оттуда услышать довелось.
Ваше дело другое.

Вы молоденькие.

Может, вам и посчастливит - доживете до той поры.
Отнимут, поди-ка, люди у золота его силу.

Помяни мое слово, отнимут!

Соликамской-от с умом говорил.

Кто вот из вас доживет, тот и увидит клад Азов-горы.

Узнает и дорогое имячко, коим богатства открываются.

Так-то...

Не простой это сказ.

Шевелить надо умишком-то, - что к чему.

0
0
504
Подарок

Бажов Павел Петрович

Сказки Бажова Павла Петровича. (15 (27) января 1879 — 3 декабря 1950) — русский и советский писатель, фольклорист, публицист, журналист. Автор у…

Другие работы автора

Комментарии
Вам нужно войти , чтобы оставить комментарий

Сегодня читают

Ветер рассказывает о Вальдемаре До и его дочерях
Волшебное зеркало и мех горностая
Всё пройдёт, просчитано судьбою это наперёд
Ryfma
Ryfma - это социальная сеть для публикации книг, стихов и прозы, для общения писателей и читателей. Публикуй стихи и прозу бесплатно.