·
6 min read
Слушать

Посвящение В.С. Высоцкому

Посвящение ВС Высоцкому - философская лирика

ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО


_______________________ ...А мы всё ставим каверзный ответ

_______________________ И не находим нужного вопроса.

_______________________

_______________________ Владимир Высоцкий. Мой Гамлет


Багровая Луна. И волки цепенеют.

Надрывный голос вновь звучит в моем мозгу.

И снова вечный ритм вонзается мне в шею,

Оседлывая пульс, как лошадь на бегу.


Тебе всего за сорок, мне – почти пятнадцать,

Мгновение – и мне уже за пятьдесят.

Игла стрелой вонзилась – в седле не удержаться,

И кони без тебя летят, летят, летят…


Теперь ты рядом с тем, в кого едва ли верил,

Идешь, не торопясь, по лунному пути.

Твой тезка – небоскреб распахивает двери,

Как будто в светлый Храм, он всех зовет войти.


Слепят, как Образа, сияющие окна,

И небеса, что рядом, отразились в них.

Вибрируют, как струны, нервные волокна,

И, как на Алтаре, лежит последний Стих.


И словно ты поешь о синеглазом парне,

Чей самолет, пылая, нам мира пожелал,

Над кем, подобно ивам, склонили ветви пальмы,

Когда под стоны пуль срабатывал запал.


Поешь о том, что веришь – веришь в человека,

В которого теперь едва ли верит Бог,

И просишь нам отмерить еще чуть-чуть от века,

Чтоб этот мир немного измениться смог…


Но быть или не быть – за всех давно решила,

И в каждого из нас прицелилась она,

Навеки на свой лад планету закружила

Холодная, голодная, кровавая война.


Убить иль не убить – такой всегда был выбор,

Бог молвил: «Не убий!», а ненависть: «Убей!»,

И люди превращались из тех, кем быть могли бы, –

В героев, победителей, злодеев, палачей.


И уносились в небо крики да молитвы,

Но им всегда ответом тишина была,

И был, как оправдание пред Богом после битвы,

Обычай возвращать убитые тела.


Так, быть или не быть тому, кто на прицеле?

И дрогнула тогда у Пушкина рука,

И Лермонтов отправил пулю на дуэли,

А вместе с нею душу, к Богу в облака.


И целятся в веках друг в друга поколенья,

И от свинца земной шар тяжелее стал!

Но этот мир от Бога получил прощенье

За то, что был один, который не стрелял.


2018 г.


Аннотация от автора:

Первое действие, которое совершает человек в своей жизни – рождение. Природа, Бог и сам человек тем самым на вопрос "быть или не быть" однозначно отвечают: «Быть». Любое последующее действие по прекращению жизни, своей или чужой, – убийство. По отношению к тому, что человек уже есть, вопрос «быть или не быть» фактически означает «убить или не убить себя». Гениальный Высоцкий, гениально перевоплощаясь в Гамлета, почувствовал то, что должен был чувствовать живой Гамлет. Живой Гамлет – Высоцкий почувствовал, что он (Гамлет) задает не тот вопрос, поэтому произведение Высоцкого "Мой Гамлет" заканчивается словами: «И не находим нужного вопроса». При этом Высоцкий в своем произведении указывает на нужный вопрос: «Но я себя убийством уравнял с тем, с кем я лёг в одну и ту же землю». Убийство, которое совершает Гамлет, разрушает все, поставленный Гамлетом вопрос меркнет после совершенного им убийства. В своем стихотворении я пытаюсь найти «нужный» вопрос и этот вопрос звучит так: «Убить иль не убить – такой всегда был выбор» – «Так, быть или не быть, тому кто на прицеле?» В начале стихотворения я пишу о Высоцком, о его отношении, со слов Марины Влади, к Богу. По словам Марины Влади, Высоцкий не верил в вечную жизнь, "Как и ты, я не верю в жизнь на том свете" (Марина Влади. Владимир или прерванный полёт), и потому «едва ли верил в Бога». При написании стихотворения всегда доминируют чувства. Эта тема на уровне чувственного восприятия очень долго не давала мне покоя. Я почувствовал, что Высоцкий, как и апостолы Павел, который сначала не веровал в Бога, и Петр, который отрекался от Бога, теперь рядом с Ним («Теперь ты рядом с тем, в кого едва ли верил, идешь, не торопясь, по лунному пути»). Я преподнес небоскреб «Высоцкий» в Екатеринбурге, построенный в коммерческих целях, как святое место («Твой тезка – небоскреб распахивает двери, как будто в светлый храм, он всех зовет войти), противопоставляя это коммерческому назначению небоскрёба. Я почувствовал то, о чем сегодня пел бы Высоцкий: о «синеглазом парне» – Романе Филипове, чей самолет, как в песне Высоцкого «Смерть истребителя», «напоследок спел: «М-и-и-р вашему дому»» («И словно ты поешь о синеглазом парне, чей самолет, пылая, нам мира пожелал»); о вере в человека, в которого «теперь едва ли верит Бог», поскольку человек, не взирая на Его заповедь: «Не убий!», погрузил планету в пучину убийств и вечной войны («Поешь о том, что веришь – веришь в человека, в которого теперь едва ли верит Бог»). Далее я отпускаю чувства, мысли, для меня уже не имеет значение, что скажут или подумают другие, со слов «Но быть или не быть – за всех давно решила, и в каждого из нас прицелилась… война» во мне звучит как будто сам Высоцкий, как продолжение Его «Гамлета», «Убить иль не убить – такой всегда был выбор». И нужно уже отвечать на этот вопрос. Пушкин не убивает Дантеса, Лермонтов на дуэли с Мартыновым стреляет в воздух и погибает. Высоцкий пишет стихотворение «Тот, который не стрелял». Бог, я так чувствую, будет прощать этот мир до тех пор, пока есть хотя бы один человек, который не станет стрелять – не станет убивать.


Примечание:

В эпиграф стихотворения включены заключительные строки стихотворения Владимира Высоцкого «Мой Гамлет», которое начинается словами: «Я только малость объясню в стихе…»

Стихотворение написано в год 80-летия Владимира Семеновича Высоцкого.

Стихотворение опубликовано в Альманахе национальной литературной премии «Поэт года 2018», автор награждён учреждённой Российским союзом писателей серебряной медалью «Владимир Маяковский 125 лет».

Стихотворение является продолжением темы философских вопросов, поставленных в стихотворении Владимира Семеновича Высоцкого «Мой Гамлет», которое завершается словами о том, что самые важные вопросы еще не заданы.

В стихотворении Высоцкого «Мой Гамлет», в котором повествование ведется от имени Гамлета, принца Датского, Гамлету, презирающему насилие, не дают покоя мысли о мести, и ему не удаётся избежать убийства. Момент своего торжества перед смертью он расценивает, как провал, понимая, что уравнял себя с моральной точки зрения с теми, кого убил. Принц умирает, не найдя ответов на свои вопросы и сомневаясь, что «нужные вопросы» вообще были заданы.

Автор в своем стихотворении, повествующем, начиная со слов «Но быть или не быть…», от имени Высоцкого – его Гамлета, озвучивает «нужный вопрос»: «Убить иль не убить – такой всегда был выбор», понимая, что Высоцкий в стихотворении «Мой Гамлет», следуя сюжету пьесы Шекспира, не мог изменить судьбу Гамлета, и смерть Гамлета не позволила Высоцкому разрешить сомнения его Гамлета и озвучить устами его Гамлета «нужный вопрос».

 


158
7
Give Award

Other author posts

Reading today

Ryfma
Ryfma is a social app for writers and readers. Publish books, stories, fanfics, poems and get paid for your work. The friendly and free way for fans to support your work for the price of a coffee
© 2024 Ryfma. All rights reserved 12+